КАЛМЫЦКИЙ «АД»

Одним из основных направлений Центра по развитию калмыцкого языка является комплексное исследование старописьменных памятников. То есть, это работа со старинными текстами на тодо бичик. Работа эта, правда, очень нудная и неинтересная. Представьте себе, пытаться разглядеть буквы на фотографии в плохом качестве. Хорошо, когда есть сканы в хорошем качестве. Но даже если они есть, то следует переложить текст ясного письма на кириллицу и постараться понять его. Это очень сложно и нудно. Но с другой стороны, изучать старинные тексты, сутры, манускрипты – это очень интересно. Это как в кино. Вспомните, к примеру, такие фильмы, как «Мумия» и остальные. Особенно это тема часто фигурирует в китайском кинематографе, которая представлена «тайными свитками», манускриптами и т.п.

Недавно был обнаружен файл с обрывочным текстом, непонятно из какого произведения. В начале мы не обратили на него внимания. Но когда, прочитали, то стало очень интересно. Этот отрывок и стал поводом для написания этой статьи. В нем говорится про ад, а вернее про ады (у нас много адов), даны их калмыцкие названия. Текст мы перевели с ясного письма и приводим ниже:

Эн Җамбутивас доргшан һурвн түмн хойр миңһн бер болгсн цагт, бас Эдгрх кемәх тамин орн буй. Түүнәс доргшан дөрвн миңһәд берсәр завсрлгсн. Бус долан тамин орд буй. Тедни нерснь: Хар кемҗәтә, Хорн эвдх, Оркрн уульх, Икд оркрн уульх, Халун, Маш халун, Цол уга кемәмү. Тедни бәәдлнь дөрвлҗн. Түүни һазаһур төмр күрә күрәлн, түүнд чигн дөрвәд үүдн, тер үүдн бүр дөрвәд, эврә тамин орн буй.

(На расстоянии 32 000 бер (один бер равен 300 маховым саженям, одна маховая сажень равна 1,7 метра) ниже Джамбудвипы находится страна ада под названием «Эдгрх». Ниже нее промежуток, равный 4000 бер. Другие семь стран адов. Их названия: Хар кемҗәтә, Хорн эвдх, Оркрн уульх, Икд оркрн уульх, Халун, Маш халун, Цол уга. Их формы квадратные. Снаружи каждый окружен железным забором, на нем четверо врат, в каждых вратах еще свои четыре страны ада.)

Первым делом мы заглянули в труд И.А.Житецкого «Очерки быта астраханских калмыков». Вот что про ад пишет он: «Назначение срока жизни и установление рая и ада произошло вследствие того, что люди стали делать 10 черных дел, или черных грехов (арвн хар нүл): ложь, злословие, брань, пустословие, жадность, зложелание, отрицание религии (правильнее, неверное воззрение), лишение жизни, воровство, сладострастие… Ад находится ниже земли, владыка его – Эрлик-хан. Здесь совершившие «черные дела» терпят разные мучения: в кипящей воде они вращаются, как «сарачинское пшено»; их беспрестанно режут по спине и животу, трут в жерновах, затыкают железные колья в задний проход; ездят на них злые духи, принуждают их ходить по горячим угольям. Грешников с одной стороны жалят змеи, кусают комары, а с другой их колют кинжалы. Они помещаются то в лед, который в десять раз холоднее нашего, то в три железные накаленные комнаты… Ад – первая, самая крайняя и самая жестокая ступень мучений, но кроме него еще есть пять ступеней промежуточных  между адом и раем: бирид (преты, голодные духи), адусн (животные), күмн (люди), аср (асуры), теңгр (боги-небожители).

И.А.Житецкий в общих чертах рассказал про ад. Поэтому мы заглянули в один из самых авторитетных трактатов буддизма Махаяны – в Абхидхармакошу. Абхидхармако́ша (санскр. अभिधर्मकोश IAST: abhidharmakośa, «Энциклопедия Абхидхармы», досл. «корзина абхидхармы») — сочинение в стихах, написанное буддийским философом Васубандху (IV век н. э.) Книга включает в себя восемь частей и 600 стихов, сопровождена автокомментариями Васубандху. Одна из частей Абхидхармы называется «Лока нирдеша» — устройство мира. Это удивительный трактат, рассказывающий о том, как устроены миры, о том, какие размеры имеют мельчайшие частицы, атомы, о том, как устроена буддийская космология и какие существа ее населяют.

В комментарии к русскому изданию издатели пишут: «Карики 58 — 59 посвящены описанию адских местопребываний. Под континентом Джамбудвипа, подобно уходящим в глубь земли подвальным этажам, находятся восемь адов. Самый глубокий (на глубине двадцати тысяч йоджан) — великий ад Авичи («Без избавления»), над ним последовательно — Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Сангхата, Каласутра и Санджива. Эти адские местопребывания, заполнены существами, избывающими кармические следствия своих ужасных деяний.

Однако следует помнить, что кромешники, населяющие ады, отнюдь не должны отождествляться с христианскими грешниками. Имеется в виду типологический класс живых существ, называемых «нарака»: это несчастная

форма существования, к которой идут сознание и другие нематериальные

группы в результате прошлых действий, — кромешник объявляется в соответствующем аду, падая туда вниз головой, он не проходит стадий возрастного развития и не имеет возможности для какой-либо индивидуальной активности. Несчастная форма рождения «нарака» не есть вид наказания, ибо нет наказывающего субъекта, нет и трансцендентной инстанции, творящей суд. Рождение в аду — результат функционирования безличной причинно-следственной закономерности.»

В Абхидхарме и в нашем отрывке описание и названия адов сходятся:

Эдгрх — Санджива («Оживляющий»);

Хар кемҗәтә – Каласутра («Черная Нить»);

Хорн эвдх — Сангхата («Сокрушающий»);

Оркрн уульх — Раурава («Стенание»);

Икд оркрн уульх — Махараурава («Великий плач»);

Халун — Тапана («Раскаленный»);

Маш халун – Пратапана («Очень раскаленный»)

Цол уга – Авичи (Без избавления).

Также сходятся некоторые детали. Для интереса, ниже публикуем отрывок текста из самого трактата, считающимся каноническим, это карики (стихотворные сокращения) 58-59 и автокомментарии, посвященные адам:

Карики 58-59

Под ним, на [глубине] двадцати тысяч [йоджан,] —

[ад] Авичи, того же размера.

Под ним, то есть под Джамбудвипой на [глубине] двадцати тысяч йоджан [находится] великий ад Авичи, то есть ад «Без избавления». Его высота и ширина составляют по двадцать тысяч йоджан, следовательно, основание ада  расположено на глубине сорок тысяч йоджан [от поверхности Джамбудвипы]. Авичи [называется так] потому, что страдание в нем непрерывно. В других же [адах] — страдание с перерывами. Так, в [аду] Санджива, например, разрезанные или разрубленные на части тела погибают, [но затем] начинают дуть прохладные ветры, которые вновь оживляют [находящиеся там] существа. Поэтому он и называется Санджива, или «Оживляющий». Некоторые же считают, что там нет приятных перерывов [в страдании], отсюда и название Авичи, то есть «Без избавления». В других [адах] также нет приятных ощущений как результата [прежних действий]. Но в качестве следствий, естественно вытекающих, они не отрицаются. Над ним — семь адов.

Над ним — семь адов.

Над ним, то есть над Авичи, семь адов, расположенных один над другим: Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Сангхата, Каласутра и Санджива. Другие полагают, [что эти ады расположены] по краям Авичи. В свою очередь,

у всех восьми — по шестнадцать дополнительных адов. У каждого из них, этих адов, — шестнадцать дополнительных, четыре стороны и четверо ворот. Они разделены на [множество] отдельных частей, окружены железной стеной и покрыты железным сводом. Твердь в них из раскаленного железа, пылающего и искрящегося, а языки пламени распространяются не на одну сотню йоджан».

у всех восьми — по шестнадцать дополнительных адов.

Каковы шестнадцать дополнительных адов?

По их четырем сторонам — Кукула и Кунапа,

а также Кшурамарга и т. п., кроме того, река.

По их четырем сторонам — Кукула и Кунапа, а также Кшурамарга и т. п., кроме того, река. У каждых ворот этих [адов] — по четыре дополнительных ада. Кукула — «Горящие угли», [ад, где горящие угли — на] глубину по колено. Когда [пребывающие здесь] существа погружают в него ноги, то кожа, мясо и кровь обугливаются, разрушаются; когда же они поднимают ноги, то кожа, мясо и кровь появляются на них вновь. Кунапа — «Грязь из нечистот», где обитают черви, называемые остроклювыми; они белого цвета с черными головами и иглообразным ртом; прогрызают [находящиеся в этом аду] существа до костей. Кшурамарга — «Великий путь», утыканный острыми лезвиями; когда

обитатели [этого ада] ступают по нему, опуская ноги, то [лезвия] разрезают кожу и мясо на них и [т. д., как об этом уже было сказано] выше. Асипаттравана — «Лес с листьями-мечами», где [сверху] падают острые мечи и отсекают части и куски [тела] у [находящихся в этом аду] существ, и собаки Шьямашабала пожирают их. Аяхшалмаливана — «Лес железных деревьев шалмали», [на которых растут] острые шипы в шестнадцать пальцев длиной. Когда [находящиеся там] существа взбираются на деревья, то шипы поворачиваются вниз и вонзаются в тело, [а когда обитатели этого ада] спускаются вниз, то шипы поворачиваются вверх [и вновь вонзаются в тело]. Вороны с железными клювами выклевывают глаза и съедают их. Эти три — Кшурамарга и прочие — составляют один [дополнительный ад], поскольку общее у них — причинение страданий [острым] оружием. Четвертый дополнительный ад — река Вайтарани, то есть «Непереходимая», наполненная кипящей соленой водой. [Пребывающие] здесь существа, которым стражники, вооруженные мечами, копьями и палицами, не дают выйти ни на тот, ни на другой берег, плывут то вниз [по течению] и свариваются заживо, то вверх или поперек и также свариваются, подобно зернам сезама, риса и т. п., брошенным в котел с кипящей водой. Эта [река] Вайтарани, как защитный ров, окружает великий ад. Эти четыре дополнительных ада дают [в сумме] шестнадцать ввиду ориентированности по сторонам света. Дополнительными ады называются потому, что они служат местом дополнительных мучений. Попав в [основные] ады, [живые существа] затем мучаются еще и здесь.»

Описание адов, конечно, устрашающее. И.А.Житецкий в своей работе, посвященной калмыкам, пишет также и о том, что нужно делать, чтобы в него не попасть, а именно совершать 10 белых дел (арвн цаһан буйн): не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не жадничать, не зложелать, не порицать религию, не лгать, не злословить, не браниться, не пустословить. Следует заметить, что в отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные (за исключением ада Цол уга (Авичи), и после довольно длительного срока искупления негативная карма исчерпывается, и существа могут переродиться в высших мирах.

Напоследок, просим самых внимательных читателей определить количество адов по описанию в калмыцком коротком тексте тексте и в Абхидхармы.