Николай Надбитович Убушаев — Цаатаны и некоторые их языковые особенности — 1 (1968 г.)

Вопрос о цаатанах, одного из калмыцких этнических компонентов, в калмыковедении специально еще не исследовался. Он лишь затрагивался в статьях У.Э. Эрдниева, его последней подготовленной к изданию монографии «Калмыки», в работах Д.А. Павлова, А.Ш. Кичикова. Последний отнес их язык к волго-каспийскому подговору торгутского говора.

По статистике 1910 года общее число цаатанов составляло 9422 человека, которые позже (1930—1940 годах) распределились по следующим сельсоветам бывшего Уланхольского улуса: Джилкитинскому, Хапчинскому, Хоринскому и Хамхултинскому. Сюда не вошли цаатаны аха-цаатановского рода, известные под названием “крещеные калмыки” и причисленные к Моздокскому казачьему полку. Численность этих моздокских калмыков, по данным 1833 года, доходила до 2091 души обоего пола. Эти цаатаны составили так называемый Кумский аймак Терской области. По всеобщей переписке населения Российской Империи 1897 года в Терской области проживало 3595 человек.

Цаатаны, проживающие в Калмыкии подразделяются на:

1)       старших цаатанов (ах-цаатн)

2)       младших цаатанов (баһ-цаатн)

3)       цаатанов (цаатн)

4)       кереитские (керәд цаатн)

5)       эркетеневские (эрктн цаатн)

Один из старейших врачей Калмыкии У.Д. Душан в своих воспоминаниях пишет, что бага-цаатаны жили вдоль Каспийского моря, начиная от Лагани до Даргинской мели, что основным занятием их было рыболовство. “Они были не только речными и ильменными ловцами, но главным образом морскими, и на своих суденышках осмеливались доходить до острова Тюлений, Чечени и Долгий.

Кроме самостоятельного лова рыбы многие цаатаны шли наниматься на работу на рыбные промыслы. Скотоводством они занимались мало. Держали лишь самое необходимое количество коров, овец и коз. Одной из причин этого было недостаточное количество свободной земли (выпасов, сенокосов и т. п).

Калмыки-багацаатановцы, — пишет далее У.Д. Душан, — в сравнении со степняками были более развиты физически, ловки, расторопны в работе, особенно связанной с рыболовством, вообще с водой”. Подробно останавливается У.Д. Душан на одежде цаатанов. Он пишет, что одежда бага-цаатанов не очень отличалась от одежды других калмыков. Мужчины носили тот же бешмет из нанки или еще из какого-нибудь другого материала, но он был короче. Сапоги на низких каблуках. Выходные брюки из полусукна. Носили также стеганый полубешмет. Шапки обычно из мерлушек, но отороченные дорогим мехом (выдра и др.), чего не наблюдалось у мужчин степняков. На макушке шапки, как у всех калмыков, красный бубон или кисть из ниток. Только у них бубон был размером больше. Зимою мужчины, отправляясь в дорогу, носили брюки и шубу из овчины. Летом мужчины носили стеганую из материи конусообразную шапку. Бедняки носили пояса из сыромятной кожи, а состоятельные — серебряные. Только у бага-цаатанов он был гораздо шире и массивнее. Носили также кольца и серьги.

Одежда женщин-цаатанок также мало чем отличалась от одежды степнячек. Только бага-цаатановские женщины носили шапку конусообразную, широко отороченную мехом. Выходные шапки — халванг, булгун. Белье шили из бязи, бешметы — из простой материи, биизе, берзе, терлиг, цегдег — обычно из шелка, отделанного парчей, позументами и разноцветными нитками, но у цаатанок они были более нарядными, они употребляли больше ниток, серебряных монет и т.д. Сапожки все носили из красного сафьяна.