ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В ОЙРАТ-КАЛМЫЦКОЙ КУЛЬТУРЕ

В далекие времена наши предки знали основной принцип жизни, знали в чем сила и особая роль полов. Люди следовали своей природе и жили в гармонии с собой и природой. Научить сына быть Мужчиной, а дочь – Женщиной, было основной задачей родителей. Калмыцкая пословица гласит: «Күүкн үрн – экин кеермҗ, көвүн үрн – эцкин кеермҗ» (Дочь – украшение матери, сын отца). Роль женщины в обществе когда-то была особой. На благочестии, чистоте и мудрости женщины держалась жизнь целых государств, вспомните, например, Ойлун-экэ, мать Чингисхана, Сорхугтани-беки, мать Хубилая, Юм-Агас, дочь Хо-Орлюка и мать Галдан Бошокту-хана.  Женщина была источником равновесия в семье и обществе. Разумность и рассудительность женщины – залог того, что будет царить мир, а конфликты будут исключены. Мир внутри и снаружи – это женская природа. 

 Калмыки к женщине относились почтительно и с уважением. Созидательница и хранительница семьи – женщина-мать сравнивалась с образом Матери-Земли (Үткн Һазр Эк). «Усна экн – булг, өрк-бүлин булг – эк» (Начало людей – мать, начало воды – родник), культ матери был неизмерим, мать почиталась как божество, олицетворяющее для всех источник покоя и изобилия, благополучия и счастья. Так, в старину, по традиции, сын, входя в кибитку, кланялся сначала матери, а потом отцу.

Женщина у калмыков пользовалась заслуженным авторитетом, определяла общие духовно-нравственные устои в семье, именно она являлась первым и главным воспитателем детей, передавая им национальные и религиозные традиции, а также многовековой опыт своего народа. Женщина знала, что её дети будут проращивать те зёрна, которые она в них заложит. Так, одной из жизненных задач каждой женщины испокон веков было: родить и воспитать детей. «Страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди женщин рисуют во весь рост эту степную обитательницу, живущую в самых тяжелых экономических и общественных условиях; мораль женщины калмычки – высокая мораль и она как воспитательница, дает детям, безусловно, твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости» — писал Прозрителев Г. Н.

В течение столетий укрепилось особое отношение к материнству, достойного почитания и прославления. В народном творчестве воспет образ матери, ее духовные человеческие качества, её доброта. В пословице говорится: «Ээҗин ачиг альхн деерән мах чанҗ өгвчн – хәрүлҗ болшго» (Материнский долг нельзя отплатить, даже сварив мясо в ладонях). Её самопожертвование семье, терпение и трудолюбие, внимание и забота, безграничная любовь к своим детям бесценны и по сей день.

В старинном ойратском тексте «Эк-эцкин ач хәрүлх судр» (Сутра о воздаянии заслуг родителей) перечислены качества, которыми должна обладать мать, называемые «Экин йисн эрдм» (Девять добродетелей матери): «светла душой и телом», «в делах мастерица», «любящей и заботливой матерью», «аккуратной чистоплотной хозяйкой», «в супружестве опорой мужу и верной женой», «уважительной к родне мужа», «веселой и находчивой», «уважительной и почтительной к старшим», «доброжелательной к окружающим». Ей также надлежало оберегать себя от пяти главных недобродетелей: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться плохим помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым ненужным делом». Эти качества прививались девочке в семье с детства личным примером матери и бабушки. Калмычки знали, что чистота и благочестие женщины способны защитить не только её род, но и весь народ. Издревле известно, что жена способна защитить своего супруга, находящегося на поле боя, одной только своей чистотой и верностью ему! Её женская сила окружала мужа непробиваемой защитной стеной. Такие мужчины возвращались домой невредимыми из любых сражений, даже если в них летели сотни стрел, они просто пролетали мимо цели. И многие мужчины, вернувшиеся домой с полей боев, знали, кому обязаны своим возвращением. И. Бентковский писал: «Калмычка своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение, она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа».

В кочевой жизни наших предков мужчине была отведена роль главы семьи, ее защитника и кормильца, а женщине — хранительницы домашнего очага, матери детей. Мужчины были опорой женщин и детей, будучи благородными и сильными они оберегали свой род. Об этом разделении сказано в пословице: «Күүкд күн сун җирhдг, залу күн йовҗ җирhдг» (Женщина наслаждается домашней жизнью, а мужчина – дорогой), «Сән залу әңгдән, сән гергн хотндан» (Хороший мужчина – на родине, хорошая женщина – дома).

В реалиях современной жизни женщины также играют важнейшую роль в процессе воспитания детей, закладывая в сознание нравственные устои, культуру и традиции калмыцкого народа. Высоконравственный идеальный образ женщины-матери наших предков служит стремлением к совершенству для современного поколения. 

Елена МУТАЕВА