Общие замечания о буддийских монастырях в Монголии

Из книги А.М. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего к народу».

Общие замечания о буддийских монастырях в Монголии.

Ламайские монастыри известны в Халхе обыкновенно под тремя различными наименованияим. Одни из них называются «хүре», другие носят название «сүмэ», третьи известны под именем «хит’ов». Каждое из этих названий, имея за собой свое особенное значение, усвояется тому или другому монастырю сообразно с тем, к какому из этих названий подходит монастырь ближе по особенностям своей жизни и по складу своего быта. Собственно слово «хүре» обозначает на монгольском языке понятие о каком-либо стане, жилые здания которого располагаются кругом. Так как, по обычаям буддизма, кельи лам, или буддийских монахов, должны располагаться вокруг здания кумирни, то на этом основании монголы дают название «хүре» только тем из своих монастырей, при которых постоянно живут ламы и которые по тому самому представляют не одни только здания кумирен, но заключают в своих стенах и кельи монахов. Слово «сүмэ» по буквальному его значению знаменует собою кумирню, или молитвенный храм буддистов и потому именем «сүмэ» обозначаются у халхасов те монастыри, братия которых не живет при монастырских кумирнях постоянно, а кочует в различных частях степей и собирается к своему монастырю только в праздники и в дни, назначенные для великих хуралов (=богослужений). Что касается третьего прозвания «хит», то оно усвояется в Халхе тем монастырям, которые служат местопребыванием монахов-отшельников; к разряду их халахасы относят лам-созерцателей, или даянчи, лам, исполняющих разного рода подвиги и прочее.