ОЙРАТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

Сейчас, в XXI веке наша республика, как и другие равноправные субъекты Российской Федерации, имеет собственную символику, представленную флагом, гербом и гимном. За последние сто с небольшим лет она менялась несколько раз. Причиной тому были революция, смены различных режимов и правителей, пока, наконец, в 1996 году не были приняты хорошо знакомые нам флаг, герб и гимн, которыми мы пользуемся и в наше время. Но мало кто знает, какими государственными символами пользовались наши предки. Об этом мы Вам сегодня и расскажем.

ЭЛДЭВ ОЧИР — СИМВОЛ ЕДИНСТВА И МОЩИ ДЕРБЕН-ОЙРАТОВ

Очир — буддийский символ, символизирующий силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость (например, обета или клятвы).

Само слово «очир» происходит от санскритского «vajra», кроме того монгольские народы называют ваджру еще и дорж, что в свою очередь происходит от тибетского названия ваджры — «rdo-rje». Ваджру держит в своей правой руке боддхисаттва Ваджрапани, являющийся проявлением могущества всех будд.

Также имеется еще и скрещенная ваджра (вишва-ваджра), которая в калмыцком языке называется «элдв очр». Именно она была принята ойратами в качестве государственной символики, а именно в качестве герба (сүлд). Скрещенная ваджра — символ абсолютной стабильности, истинной реальности, имеющей неразрушимую природу.

В этом значении она присутствует в буддийской космологии: на ней покоится основание вселенской горы Меру. Вишва-ваджра в виде узора, украшающего трон главы той или иной традиции, указывает на несокрушимость просветленного (ваджрного) ума. Помимо этого ваджру изображают на различных буддийских сооружениях: ступах, входах в храмы и т.д.

По утверждениям некоторых историков, «элдэв очир» некоторое время изображали и на джунгарских монетах — пулах.

ДАЙЧИН ТЕНГРИ — МОНГОЛЬСКИЙ БОГ ВОЙНЫ.

Помимо герба в Джунгарии, как и в любом государстве, имелось и свое знамя. А для воинов-кочевников оно имело особенное значение, ведь именно знамя поднимает боевой дух во время походов, развеваясь над головами впереди идущих воинов, и именно потеря знамени в битве во все времена обозначало окончательное и позорное поражение в войне.

Главным знаменем Джунгарского ханства считалось знамя с изображением «Дайчин-тенгри» — покровителя воинов у монгольских народов. Изображался Дайчин-тенгри следующим образом:
Небесный всадник, с величавым спокойствием несущий боевой стяг, а над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и на земле.

Именно с этим знаменем Галдан-Бошокту хан завоевывал Сайрам, Турфан, Восточный Туркестан, захватывал среднеазиатские города, такие как Самарканд, Мерв, противостоял многочисленным маньчжуро-китайским захватчикам. Именно с этими знаменами джунгары бились с доблестными и отважными противниками, такими как казахи, узбеки, киргизы. Именно с этим знаменем 2-й конный калмыцкий полк князя Серебджаба Тюменя в числе первых входили в Париж в 1812 году.

Это знамя хранилось в главном сюме Хошоутовского хурула. Вместе с ним также находилось еще восемь знамен, вместе представляющих именно те девять знамен (йисн туг), с которыми калмыки ходили на Кавказ и с которыми стояли калмыцкие войска в том месте, где находится нынешний город Ессентуки (йисн туг). Во время революции настоятель Хошеутовского хурула передал эти девять знамен одному из представителей рода кереит, с тем, чтобы тот сохранил его у себя до тех пор, пока не пройдут смутные времена, а затем передал его наследнику ханского рода.

Санал МАНДЖИЕВ