ОСОБОЕ ЖИВОТНОЕ. Часть 1

С незапамятных времен кочевники-калмыки выращивали скот. Из всех его видов особо ценились и почитались четыре вида скота (дөрвн зүсн мал): верблюды (темән), лошади (мөрн), коровы (үкр) и овцы (хөн).Овец наши предки считали особыми животными, символом богатства и достатка, а потому с ними были связаны многие ныне практически забытые обычаи и традиции.

Геннадий КОРНЕЕВ,
исследователь

Верблюды, лошади и коровы были животными важными, крупными и дорогими, однако, несмотря на размеры овцы, именно она была главной драгоценностью, приносящей семьям наших предков достаток. С древних времен наши предки верили, что судьбы всех в мире
людей записаны на лопатке овцы и рассказывали сказку, в которой благополучие (кишг) некой семьи носил в себе плохонький ягненок, бегавший позади всей отары и кричавший, как же ему тяжело нести такую тяжелую ношу. Известный калмыцкий врачи
исследователь Улюмджи Душан в начале ХХ в. писал, что калмыки никогда не пинают и не бьют овец палкой, ведь таким образом можно спугнуть благополучие.

А еще калмыки исстари верили, что давным-давно распорядитель людских судеб — заячьи написал книгу, в которой подробно описал судьбы всех людей. Когда он отправился отдохнуть после изнурительного труда, ветер разметал по степи страницы
его книги, и листочки те съели овцы.
Записи заячи впитались в овечьи лопатки, а потому наши предки гадали по ним. Кстати, тибетское название ойратов — сог по (sog-po), по одной из версий, переводится как «люди,
гадающие по лопатке овцы». Те из наших современников, кто держит овец и чтит обычаи прошлого, и сегодня смотрят по лопатке овцы то, какой будет грядущая зима для их скота, а также благосостояние хозяина
(хөөнә далар белг бәрх).По одному из позвонков овцы наши предки составили удивительный рассказ, который называется «яс кемәлһн». В прежние времена на свадьбах этим рассказом даже проверяли красноречие сватов.

Альчиками овцы играли наши дедушки и бабушки в детстве, с юных лет соревнуясь в меткости и изучая военную тактику и стратегию. Моя бабушка рассказывала, что по альчикам овцы еще и гадали. Их использовали как кости и, что самое интересное, альчики никогда не подводили в предсказаниях. Как жаль, что сегодня мы уже не помним принципы этого старинного гадания! Кстати, эта близость овцы к сакральному миру
выражается еще и в том, что именно ее голову калмыки привозят в подарок во время сватовства, а также ставят на алтарь во время особых дней, таких как свадьбы и некоторые праздники. Так, например, когда в старину готовили ритуал «һал тәәх», то овцу забивали по особому ритуалу. Ее укладывали на белую кошму, головой к двери юрты. Жизни животное лишали только перерывая аорту (һол таслх) и ни в коем случае не проливая кровь, ведь у овцы был даже личный буддийский
покровитель — божество богатства Дзамбала.

Интересно, но этот древний обычай связан с
тем, что овца питается травой, и редко поднимает голову, чтобы глядеть на небо (теңгр), а потому перед тем как ей перервут аорту, нужно чтобы животное увидело его, получило возможность переродиться в высших мирах (деед орн). Раньше заклание овцы называли не «хө алх» — убить овцу, а «хө haphx» — выпустить душу из ее тела. Как рассказывали старики, перед забоем забойщик всегда читал молитву-пожелание перерождения животному в мире Тридцати Трех божеств (Һучн һурвн теңгрин орн). Мир этих божеств относится к буддийской
космологии и существует даже в мифах древней Индии. Вообще, заклание овцы у наших предков было настолько тесно связано с буддизмом, что в старину даже существовала загадка: «Бурхна өмн
буя таслҗ» (Перед буддой вырвать солод). Отгадка ее: «хөөнә һол таслх» — разорвать аорту овцы.

Продолжение следует…