ПЕРЕРОЖДЕНИЯ ШАЛЬВАН-ГЭГЭЭНА


Шальван-гэгээн (монг. šaluba; тиб. zha lu pa) — это один из перерожденческих титулов, занимающих видное место среди многих влиятельных и видных иерархов тибетского традиционного буддизма школы Гелуг. Начиная с Будон Ринпоче Ринчендуба и до наших дней, друг за другом сменились уже четырнадцать перерожденцев Шальван-Гегяна. Из них с первого по седьмое рождение Шалу ринпоче воплощались в Тибете, с восьмого по одиннадцатое на Кукуноре, с двенадцатого по четырнадцатое в торгоутских аймаках ойратов Синьцзяна. История перерождений Шальва гэгээнов связывается с такими важными для духовной традиции Тибета монголов понятиями, как Будон Ринпоче Ринчендуб, традицией монастыря Шалу, монастырем Гаден, кукунорским монастырем Сэрхог, историей буддизма хобугсайрских торгоутов, историей буддизма харахусовских торгоутов и историей буддизма у харахусовских торгоутов Бэйсинского хошуна.
В данной статье рассматривается в основном история зарождения системы перерождений Шальван-Гэгээна.
В 1040 году, во время начала повторной волны распространения тибетского буддизма (первую, раннюю волну распространения буддизма в Тибете прервал царь Лангдарма) Джецун Шераб Джунгнэ основал монастырь Шалу.
В 998 году, при повторном распространении тибетского буддизма, десять человек из Уйзана, возглавляемые буддийским иерархом Луме Цултим Шерабом, услышав, что после запрета буддизма Ландармой высокий буддийский учитель лама Кунга Рабсел (891-975) перебрался из Тибета на Кукунор, отправились туда и попросили его стать их учителем. Среди этих десяти учеников, наиболее всего проявлял усердие в познании Учения человек по имени Лодой Дордже Вангчуг, который после возвращения в Тибет, в местности, называемой сейчас Шигацзэ Гьяцо основал храм Жамгон. Джецун Шераб Джунгнэ он взял к себе в ученики.
Позднее Джецун Шераб Джунгнэ, отправившись в Индию и, отучившись там, получив глубокие знания, стал буддийским ученым. Джецун Шераб Джунгнэ очень стремился развивать буддийское учение. Однажды он попросил Лодой Дордже Вангчука организовать место для стрельбы из лука. После того как оно было организовано, однажды наконечник одной из стрел попал в очень красивый молодой росток камыша. Молодой камышовый росток на тибетском языке звучит как «шалу» (zha lu). Именно поэтому монастырь и назвали Шалу, то есть проросший из земли, распустившийся, расцветший. С тех пор эту местность и стали называть Шалу. После присоединения Тибета монгольской династией Юань в Китае один из представителей клана Джэбзун по имени Дагпа Гьенцен стал князем, получив в свое ведение десять тысяч из ста тридцати тысяч семей государства Сажа (Сакья) Ванду.
Младший брат известного Пагбы ламы Чагнаадорж в 1265 году, после возвращения в Тибет взял в жены дочь князя десяти тысяч семей Шалу. Ее звали Манич, и от нее родился сын Дарма Ваджра.
В последствии Дарма Ваджра стал представителем третьего поколения ди шриев государства Юань. Начиная с Дарма Ваджры, Сакья Пандита Кунгагьялцен с учениками стали находиться в очень близких родственных отношениях, с владельцами местности Шалу.
Дарма Ваджра, во время визита к Хубилай хану сказал: «В Тибетском У-Цанге находится мой дядя (по материнской линии), являющийся князем десяти тысяч семей Шалу. Можно ли издать указ о его похвальбе и повышении?».
Тогда Царь ответил: «Нужно заметить, что дядя (по материнской линии) моего Учителя, Пагба ламы несомненно является равным моему родственнику», после чего наградил князей Шалу тем, что издал указ о наследственном управлении десятью тысячами семей Шалу и воздал ему даяние огромным количеством золота и серебра.
После чего Дагба Гьенцен, достигнув центральных провинций юаньской империи, совершил визит к Хубилай хану и, устроив большой прием, преподнес золотую книгу, золотую печать и множество других ценных вещей. Таким образом он усилил позиции монастыря Шалу. Об этой истории свидетельствуют письменные источники, хранящиеся в 1-ом историческом архиве «Срединного Царства» (Древнего Китая) в Пекине.
Сегодня недалеко от местечка, где располагался монастырь Шалу находится месторасположение города времен Юаньской и Минской империй, в котором находился дворец Среднего князя Шалу.
В 1320 году по приглашению Среднего князя Шалу Дагба Гьенцена Великий Будон Ринчэндуб занял пост настоятеля монастыря Шалу. Он основал при монастыре тайный тантрический институт. Будон ринпоче за одну жизнь (перерождение) прочитал десять тысяч письменных источников, сам создал обширный свод литературы, а также отсмотрел и отредактировал неисчерпаемое количество сутр и текстов Дхармы, переведенных с санскрита на тибетский предыдущими переводчиками. Помимо этого он воспитал огромное множество учеников, отличавшихся своим острым умом и высокой образованностью. Учение Будон Ринпоче является традиционными религиозными догмами, получившими очень сильное развитие. По этой причине некоторые называют учение Ринчендуба «Канон Будона» или «Традиции Шалу». Линия преемственности тридиции Шалу продолжалась недолго, после создания Цзонкапой школы Гелугпа (1410 г.) она, растворившись среди отдельных направлений традиционного тибетского буддизма, таких как Сакья, Кагью и Гелуг, не получила дальнейшего развития как самостоятельная традиция.
Между 1390 и 1392 годами Цзонкапа, прибыв в монастырь Шалу, обучился тайному тантрическому учению у учеников Будона. В 1410 году, основал и возглавил монастырь Гаден. В то время, когда Цзонкапа восседал на престоле монастыря Галдан, Лэгпе Гьенцен из монастыря Шалу, занимая пост блюстителя порядка монастыря Гаден, объединил традиции школы Гелуг и монастыря Шалу. Лэгпе Гьенцен стал настоятелем монастыря Гаден четвертым, после самого Цзонкапы, первого Панчена и первого Далай-ламы Гендун Друба. В письменном источнике «Золотая гирлянда», составленном на «Ясном письме» Дарма Бхадрой написано следующее: «… в седьмом году желтой овцы Шалу Лэгпе Гьенцен воссел на престол монастыря Гаден…».
После ухода Лэгпе Гьенцена в нирвану зародилась традиция отыскивать его перерождения. До него существовала лишь традиционная линия преемственности «учитель – ученик». Начиная с перерождения Лэгпе Гьенцена стала формироваться система перерождений Шальван-гегяна, где первыми воплощениями Шалу ринпоче были признаны: Будон Ринчэндуб, Будон Жова, Хамба Лу, Вэба Лу и Санэн Дордже Шонну. Таким образом, Лэгпе Гьенцен стал шестым перерождением Шалу ринпоче. Начиная с первого перерожденца, Будона Ринчэндуба и до седьмого Шалу ринпоче Тубтен Ньима Кедруба все рождались в Тибете. Шалу ринпоче Лэгпе Гьенцен, будучи настоятелем монастыря Гаден, окончательно сформировал традиционную систему, был объявлен перерожденцем выдающихся предыдущих учителей, и поэтому его называют Гаден Трипа, Настоятель Гадена, или Держатель Золотого трона (монастыря Гаден). В иерархии перерожденцев геген Золотого трона считается перерожденцем первого уровня. Шальван-геген к тому же еще и один из семи чойржийн Цзонкапы.
Во времена седьмого Шальван-гегена Тувдэннямхайдава Занбогэгээн кукунорского монастыря Сэрхог выбрал Шальван-гегена и разделил управление монастырем. После ухода в нирвану седьмого Шальван-гегена Тувдэннямхайдава восьмое его перерождение явилось на Кукуноре.
В монастыре Сэрхог испокон было десять гегенов, но самыми высокими из них были Шальван-геген и Минжуур-геген.
Во второй год правления маньчжурского императора Юн-чжена (1734?), когда Минжуур-геген второй, ждя указа отправился в столицу, монастырь Сэрхог возглавил Шальван Лувсанбалдан. С восьмого по одиннадцатый Шальван-гегены перерождались на Кукуноре. В 1716 году шестой Далай-лама Лувсанцанъянжамц отправился на Кукунор и встретился с Лувсанбалданом. Об этом в третьей главе биографии Далай-ламы говорится следующее: «В тот день на рассвете Верховный геген посетил главный молельный зал монастыря Сэрхог. В ту ночь Богдо Лувсанбалдану было видение Махакалы, поэтому …».
В 1771 году с Волги на бывшие земли Джунгарии вернулись торгоуты, после чего представители старой торгоутской аристократии, отправившись в кукунорский монастырь Сэрхог совершив обходы и простирания стали хозяевами подаяний монастыря.
Шальван-геген прибыв в старые торгоутские аймаки Синьцзяна, дал учение в Ховогсайре и основал монастырь «Жанжан сюм» в местности Эрээн Хабирга Бэйсийнского хошуна. Шальван-геген одиннадцатый ушел в нирвану в 1856 году в Эрээн Хабирга. Его перерожденец явился в 1857 году в Ховогсайрском Зурган-сомоне, в семье Засаг-нойона. В «Описании ханов и нойонов старых и новых торгоутов» он отмечен как второй сын Раднасида Шальван-геген Лувсанданзанням. После кончины двенадцатого Шальван-гегена, тринадцатым Шальван-гегеном был признан второй сын Ховогсайрского Донгоровцэрэна чин вана.
Четырнадцать перерождений Шальван-гегена:
Перерождения Шальван-гегена явившиеся в Тибете, а также их храмы:
1). Будон Ринчэндув (1290-1363), Шалу-кид
2). Будон Жова, Шалу-кид
3). Хамба Лу, Шалу-кид
4). Вэба Лу, Шалу-кид
5). Санэндоржшону, Шалу-кид
6). Шалуба Лэгвийжанцан, Шалу-кид, Галдан-кид
7). Шалуба Тувдоннямхайдав, Шалу-кид, Сэрхог-кид
Перерождения Шальван-гегена, явившиеся на Кукуноре и их монастыри:
8). Шалуба Лувсанбалдан, Сэрхог-кид
9). Шалуба Аваангэлэгжанцан, Сэрхог-кид
10). Шалуба Жамъяанлувсанжанцан, Сэрхог-кид
Перерождения Шальван-гегена, явившиеся в Синьцзяне и их монастыри:
11). Лувсандагбацэвэнжанцан, Сэрхог-кид
12). Лувсанмоломданзанням (1857 — 1892), Сэрхог-кид, Ик курээ и Лавран-кид ховогсайрского Зургаан сомона, Жанжан-кид в местности Эрээн Хабирга.
13). Шалуба Жавьяндовдонжамц (1893 – 1940), Овоотын курээ хошуна Ван в Ховогсайре, Рашчайнхорлин в Эрээн хабирга.
14) Шалупа Л