ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА (Часть 2)

С приходом буддизма знания наших предков о звездах, созвездиях и планетах значительно расширились, ведь вместе с Учением они получили и астрологию, знания которой на протяжении многих сотен лет оттачивались в Индии и Тибете. Уйдя с исторической родины в прикаспийские степи, оторвавшись от своих крупных духовных центров, калмыки стали испытывать острую нехватку в ученых монахах. И. Житецкий, исследователь, путешествовавший по калмыцким степям в 1884-1886 гг., в своих записках сообщает интересное предание: «Аюка-хан, чувствовавший острый недостаток в эмчи (врачах), зурхачи (астрологах) и бакши (наставниках в буддизме), отправился в Тибет к Далай-ламе, и с разрешения последнего привез в астраханскую степь трех лиц: бакши Шанрып-ламу, эмчи Ахатен и зурхачи Арынкг Джалтын. И вот с того времени и начались в степи зурхачи».

Калмыцкие астрологи, вместе с изготовлением прогнозов на будущее, прекрасно знали названия 28 главных созвездий буддийской астрологии и 7 известных в то время планет. Так, каждая планета покровительствовала одному из дней недели, которые и назывались в ее честь: понедельник – Сарң (Луна), вторник – Мигмр (Марс. Еще калмыки называли его Улан Нүдн – Красный глаз, что является дословным переводом тибетского названия этой планеты), среда – Үлмҗ (Меркурий), четверг – Пүрвә (Юпитер), пятница – Басң (Венера. Кстати, Венеру калмыки еще называли своим словом – Цолмн, или санскритским – Суhр), суббота – Бембә (Сатурн), воскресенье – Нарн (Солнце). Нетрудно заметить, что Мигмр, Пүрвә, Басң и Бембә – это тибетские названия, что может свидетельствовать о том, что до прихода буддизма, возможно, наши предки считали эти планеты обычными яркими звездами.


О том, что астрология буддизма за много лет стала неотъемлемой, неразрывной частью нашей национальной культуры, может рассказать случай, записанный известным монголоведом, профессором А.М.Позднеевым в 1887 году. У монгольского Тушету-хана родилась дочь. В честь этого события было собрано большое количество буддийских монахов, которые прочли особые молитвы, благословляя новорожденную, а потом решили дать ей имя. Так как девочка родилась, когда Луна (по-тибетски Дава) находилась в созвездии, называемом по-тибетски Нарма, то было решено назвать новорожденную первыми слогами двух этих светил – Да-Нар. Именно от этого имени и происходит современное калмыцкое имя Данара. Нужно сказать, что таким именем называли только детей аристократов. Еще одной, известной Позднееву Данарой была сестра Дондук-Даши хана, бывшая замужем за хошутским нойоном Замьяном. Детям простых людей таких имен не давали.


В завершение рассказа о звездах в калмыцкой культуре хочется отметить еще один отдаленный от нас, но очень интересный факт: наш далекий родственник, потомок монгольского рода Барлас, внук Тамерлана, султан Улукбек, известный как выдающийся математик, поэт, просветитель и астроном средневековья, построил у себя в столице обсерваторию, из которой наблюдал за звездами. Он, не имея под рукой никаких особенных приборов и наблюдая за небесными телами невооруженным глазом, с удивительной точностью рассчитал звездный год. В его записях этот год длится 365 дней, 6 часов, 10 минут и 8 секунд. Современные астрономы с помощью современной техники посчитали, что год составляет 365 дней, 6 часов, 9 минут и 9,6 секунды. Выходит, что султан Улукбек в своих расчетах допустил ошибку меньше чем в 1 минуту!


Стремительно летит время. Появляются и исчезают легенды, уходят поколения людей и лишь далеко вверху сияют холодным светом звезды. Они светили и подмигивали нашим далеким предкам, светят сейчас нам и будут светить нашим потомкам.

Г.Корнеев