«ВСЕ В РУКАХ СИНЕЙ СТАЛИ» (Часть 2)

Когда часть ойратов покинула Джунгарскую котловину и переселилась в междуречье Урала и Волги, получив название калмыки, то они лишились источников железной руды. Первое время нашим предкам пришлось обходиться тем, что они привезли с собой из ойратских кочевий. Однако всему есть свой срок.

Прежнее оружие и доспехи пришли в негодность, и калмыцким тайшам пришлось обращаться к русским и кавказским металлургам и купцам, чтобы пополнить свои арсеналы. Однако никто не хотел иметь сильного и хорошо вооруженного малознакомого соседа рядом с собой, а потому в некоторые годы калмыков оставляли совсем без железа. Так, русские купцы, продавая калмыкам сапоги, иногда снимали с них железные набойки, ведь их можно было перековать в стрелы! В таких обстоятельствах главным поставщиком вооружения становился Кавказ, поэтому к XVIII веку в вооружении и доспехах калмыцких воинов стали преобладать кавказские элементы.

Пока армии не стали широко использовать огнестрельное оружие, калмыки воевали саблями (селм) и мечами (үлд), копьями (җид), дротами (арм), боевыми секирами (балт), а также луками (саадг) и стрелами (сумн). Жизненно важные центры воина были надежно защищены кожаными панцирями (лувц), цельнометаллическими панцирями (кө-хуйг) и кольчугами (келкә хуйг). Головы ойратских воинов защищали металлические шлемы (дуулх). Небесным покровителем ойратского воинства было буддийское божество Дайчи тэнгри. В древних текстах, описывающих этого гения-хранителя ойратов, говорится: «Дайчи тэнгри выглядит как светлый воин, облаченный в металлический шлем, который украшен стягом победы и флажками, и в желтый доспех из кожи носорога. На ногах его кожаные сапоги, спина украшена шкурой тигра, а к поясу прикреплен колчан со стрелами. В правой руке он держит железную плеть, а левой держит поводья своего скакуна».

Во время битвы, как написано в древних текстах, Дайчи тэнгри не просто защищает воинов, он сам принимает незримое участие в бою. В сражении эти божества находятся у правого плеча мужчины, у гривы лошади – с левой стороны, у острия наконечника стрелы, у тетивы лука, у лезвия меча и у щита – на расстоянии размаха руки. Он влияет на действия лошади, щита, стрел, панциря, копья, природных способностей человека и сокола, охраняющего воинов сверху. Однако есть перечисление условий, когда божество не может помогать воинам: если повреждены панцирь, а в особенности сердечный круг на груди, центр щита, оперение стрелы, какие-то детали шлема, лука или меча.

Оружие, разящее противника, и доспехи, сохраняющие жизнь воинов, имели особое сакральное значение для калмыков. В российских архивах сохранилась уникальная переписка хошутского хана Аблая и московских правителей, в которой ойратский властитель требовал отдать ему панцирь покорителя Сибири – Ермака. Хан считал, что этот доспех обладал чудодейственными свойствами. В Ремезовской летописи говорится, что когда получил Аблай кольчугу в руки, то «вселюбезно облобызал» драгоценный дар и поднял его над головой, хваля царя Алексея Михайловича за щедрость…

В одном из писем другого ойратского владельца Мончака, сына торгутского Шукур-Дайчина, на требования Москвы выдать аманатов содержится такой ответ: «Калмыки аманатов не дают и никого не боятся, кроме Вечного Синего Неба, а все остальное в руках синей стали». Какой глубокий смысл сокрыт в этих словах! В них вплетена неукротимая свобода духа настоящего кочевника и достоинство воина, доверяющего только обожествленному Небу и своему верному оружию. Что до наших судеб, то они в руках небожителей, а что до земных дел, то они решаются умением мужчин держать клинки, между слов говорит Мончак.

Последней войной, в которой калмыки воевали своим старинным оружием, была Отечественная война 1812 года. Однако век пороха и свинца неумолимо оттеснял луки и копья. Изменился мир, а с ним изменились и мы, калмыки. Но это уже совсем другая история.