И.А.ЖИТЕЦКИЙ: ОЧЕРКИ БЫТА АСТРАХАНСКИХ КАЛМЫКОВ (1851 г.)МОЛЕЛЬНЫЕ И МОГИЛЬНЫЕ ПОСТОРОЙКИ

Молельные и могильные постройки носят разные названия. Обыкновенно здание, в котором происходят богослужения и, которое, таким образом является взамен «хурла-гер», называется у калмыков «хурл» с прибавкой: «Ик хурл», «Манла хурл», «Догшдын хурл» (или «күрә») и пр.. Здания, которые имеют значение часовень или надгробных памятников, называют: а) «Цаца», б) «Суврһн», в) «Бумб» и г) «Маани».
«Цаца», скорее всего, можно назвать часовней: она строится обыкновенно в честь какого-нибудь духовного лица, почитаемого святым, в ней сохраняются частицы от него в виде золы, собранной после сожжения трупа, периодически происходят богослужения или ежемесячно, или в определенные дни. Устройство её от «хурл» ничем не отличается, вся разница заключается в величине и в том, что в ней только одни дарцики (дарцг), чаще всего нарисованные прямо на стенах. Дверь цацы никогда не запирается и всякий калмык может войти в неё и помолится.
«Суврһн» имеет общее значение в смысле всякой священной постройки, кроме «Хурл», и в частное, как памятник, сооружаемый над прахом лица, почитаемого святым, и отличается от «Цаца» только тем, что в нем не сохраняется останков от чествуемых людей. Внутри «Суврһн» украшается живописными рисунками бурханов, и очень часто герметически закрыт. Вид «Сурһн» представляет часовня «Бумб», которая по форме напоминает священный сосуд «Бумб» и создается над могилой очень уважаемых или родственных лиц.
Иногда в «Суврһн» и «Бумб» ставится громадное «Күрд», калмыки ходят туда молиться. Такие постройки с «Күрд» называются «Маани-Суврһн» или «Мани-Бумб».
Выстраиваются часовни то на хурульные средства, то иждивением частных лиц.
По отношению к священным постройкам, калмыцкое духовенство, руководимое своими специальными живописцами «Зурач», стремится придерживаться тибетской архитектуры, но, благодаря тому, что рабочими при постройках бывают всегда русские плотники, а у «Зурач» не достает технического образования, то в редких случаях удается приблизится к тибетскому типу, чаще же всего только одна верхняя часть постройки отвечает религиозным требованиям ламаитов, а вся остальная ничем не разнится от обыкновенного жилого здания.