Санджи Уланович Уланов


Еще одним известным выпускником Чееря-хурула был Санджи Уланович Уланов (1903 — 1996 гг.). Однокурсник Намки Кичикова и Зодвы Натырова, Санджи-гелюнг обучался на философском факультете, а Намка Кичиков — на медицинском, Зодва Натыров — на астрологическом. После учебы в Цанит-Чееря в 1923 году Санджи-гелюнг был направлен в Сальские степи. В годы массовых репрессий Санджи-гелюнга арестовали в Ростове-на-Дону и отправили на Колыму. Санджи Уланович так вспоминал о жизни в лагере: «Многие люди погибали от физических и морально невыносимых условий. Со мной сидели профессора, академики, военачальники, которые не выдерживали унижений» [«Дыхание лотоса», 1996, №9].

В общей сложности Санджи-гелюнг отсидел в колымских лагерях около 25 лет. После освобождения Санджи-гелюнг остался на Колыме в качестве вольно поселенца, ввиду того, что калмыки были высланы в Сибирь. Вернувшись в Калмыкию в 1957 году, он вынужден был жить в разных местах, так как находился под негласным надзором до 1989 года.

Но, несмотря ни на что, Санджи-гелюнг не давал угаснуть Учению Будды, глубокую веру он пронес через свою нелегкую жизнь и будил ее в сердцах людей. Санджи-гелюнг дожил до счастливых дней, когда в июле 1991 года Калмыкию посетил Его Святейшество Далай-лама XIV и состоялась его встреча с Его Святейшеством Далай-ламой: «Из номера вышел Его Святейшество Далай-лама. Он пошел навстречу Санджи-гелюнгу и, не доходя до него, склонился и головой дотронулся его рук, преподнеся ему белый хадак. Так, по традиции встречают монахи младшего возраста старейших монахов» [«Дыхание лотоса», 1996, №9]. Далай-лама интересовался историей хурулов в 20-е и 30-е годы, пребыванием

Санджи-гелюнга в лагерях и его нынешней жизнью. На прощание они сфотографировались.
Имена многих буддийских монахов остались в народной памяти как пример мужества, стойкости духа, преданности вере и любви к своему народу.