ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: ВАНГ ― ПЕРЕДАЧА ТАЙНОЙ МАНТРЫ

Испокон веков калмыки являются приверженцами буддизма, традиция которого через Тибет восходит к древнему индийскому монастырю Наланда. А потому, все мы имеем представление о мантрах и дхарани, в которых заключены сила и могущество медитативных божеств. Пожалуй, нет калмыка, не знающего мантры «Ом мани падме хум» ― мантры бодхисаттвы Авалокитешвары. Сведения о мантрах и сами мантры не раз встречаются в эпосе «Джангар», и этому посвящен настоящий материал. Но прежде чем говорить о самом сюжете, связанном с мантрами, сначала следует рассказать о том, что такое «мантра» и «абхишека».

Многие полагают, что мантра ― это молитва. Однако это большая ошибка. Мантра ― защитная формула для ума. В Википедии написано, что санскритское слово «мантра» состоит из корня man- «думать» (от которого происходит также слово «ум» — manas) и суффикса -tra, обозначающего инструмент или локализацию (место). Буквальный перевод: «инструмент мышления». Учёные отмечают, что первые мантры появились за 1000 лет до нашей эры. Мантры, как утверждает ученый Фриц Сталь, могут быть даже старше, чем языки. Слово “мантра” переводится на калмыцкий язык как «тәрнь». Калмыцкий вариант восходит к санскритскому слову «дхарани».

Известный Лама Анагарика Говинда пишет о мантрах следующее: «Звук трансформируется в динамическую силу, не только в смысле вибрации или физического движения, но и в смысле глубоко ощущаемой эмоции. Все наше существо вибрирует новым ритмом, и создается пространственное ощущение, которое поднимает нас из нашего ограниченного индивидуального пространства в универсальную сферу, в которой нам открывается «гармония сфер» и из которой берут начало все великие произведения музыки, поэзии и могущество мантр».

«Видение и звук интегрируются в мантре, ― продолжает Анагарика Говинда, ― Поэтому мантра имеет силу вызывать внутренний образ. Из чистого и изначального мантрического звука возникает слово, и слово превращается в речь и мышление. Если слово и ритм текут в ритме божественной песни поэта и провидца, в гармонии с вечным течением жизни, то такое слово имеет мантрическое могущество». Таким образом, мы узнали, что источником мантры является сакральная энергия жизни. Также Анагарика Говинда подчеркивает: «…подобно любому другому инструменту, могущество мантры заключается не в ней самой по себе, а в том, каким способом она используется. Другими словами, если не знать, как обращаться с мантрой, то она так же бесполезна, как химическая или математическая формула для того, кто ничего не знает о химии или математике. Просто повторяя Н2О, мы не сможем произвести воду; и человек, который бессмысленно повторяет мантры, не имеющие для него никакого смысла, лишь попусту тратит свое время и обманывает самого себя».

Продолжение следует.