ЗАЩИТНИКИ ДХАРМЫ, ВЫРВИТЕ МОЕ СЕРДЦЕ…

Великое могущество всегда вырастает из великой веры и глубинной мудрости. Именно о тех, кто воплотил в себе веру и мудрость, помнят в веках. О них слагают гимны и легенды, их почитают, на них равняются и им поклоняются.

Аюши-хан родился в Джунгарии, в пору ее расцвета и могущества. Его дедом по матери был легендарный джунгарский правитель Эрдэни Баатур хун-тайджи, а по отцу – волжский владыка Шукур Дайчин. В 1654 году, приглашая Зая Пандиту к калмыкам Шукур Дайчин, дед Аюши, забрал своего внука с собой на Волгу. Бесспорно то, что юный Аюши встречался с Зая-Пандитой в Джунгарии до отъезда в калмыцкие степи.

Мы также можем с уверенностью говорить, что встречались они и в 1655-1656 годах, во время второго приезда великого ойратского просветителя. Именно Зая-Пандита и Шукур Дайчин зародили глубокую веру в Будду в маленьком мальчике.

В 1737 году, уже после смерти Аюши хана, выдающийся калмыцкий историк, ученый-лама, последователь Зая-Пандиты, эмчи Габан Шараб, написал свою прославленную работу – «Сказание о дербен-ойратах». Он написал ее тогда, когда воспоминания о Великом калмыцком хане еще были свежи в памяти его современников.

Описывая деяния великих правителей ойратов, Габан Шараб вспоминает и Аюши хана. Калмыцкий летописец описывает то, как Аюши хан, во время своего ежедневного поклонения грозным Защитникам калмыцкого народа в ханском сюмэ, став на колени пред статуей гневного и могучего Ямантаки молился: «Нанла әдл күн бурхна шаҗнд хор күргхәр седкхлә – Номин Сәкүсн, зүрким өтр суһл!» — «Если человек такой же влиятельный, как и я, задумает причинить вред Учению Будды — Защитники Дхармы, вырвите мое сердце!».

Могучий и бесстрашный, справедливый и снисходительный хан молил о том, чтобы человек, такой же влиятельный, как и он сам, не смел навредить Учению Будды. Он просил, чтобы грозный Ямантака наделил его силой пресечь тех, кто осмеливался посягнуть на Веру.

Он выступал гарантом того, что дело Цаган номин хана и Дунхор хутугты, Инзан хутугты и Зая Пандиты будет продолжено беспрепятственно. И что если кто-то посмеет причинить вред Учению Будды – пусть Защитники Дхармы вырвут его, Аюши, сердце, если он допустит подобное.

Искренне верим, что нынешние калмыки также, как и их великие предки, стояли коленопреклоненными только перед своими грозными Хранителями и Защитниками. И чтобы молили о процветании и благе своей Родины. И не только молили богов, но и как Аюши хан, не жалея ни сил, ни жизни, трудились во благо СВОЕГО народа.

Геннадий КОРНЕЕВ