«ҖАҢҺР» ПЕРВОГО ДЖАНГАРЧИ: КТО ТЫ, ПЕРВЫЙ ДЖАНГАРЧИ? — 2.

В дальнейших публикациях, делая комментарии на отрывки из оригинального «Джангара», а оригинальным «Джангаром» я считаю Бага-Цохуровскую версию, ведь первый джангарчи был торгоутом из рода «Баһ-Цоохра торһуд» я попытаюсь показать глубину «Джангара». Кстати, у ойратов Синьцзяна была записана такая же легенда сходная один в один. Поэтому, я считаю, что эпос появился во времена правления Убуши-хана.

Более ранних упоминаний о «Джангаре» нет. Есть те, кто говорит, что «Джангару» 580 лет, есть те, кто говорит, что «Джангару» 1000 лет, а есть даже «специалисты», считающие что «Джангару» 4000 лет. Обычно, это люди, не знающие калмыцкий язык и культуру. Ведь нет упоминаний о «Джангаре» до 19 века. А вот об эпосе «Геср» есть упоминания даже в «Сокровенном сказании монголов». Поэтому, следует рационально смотреть на вещи, а не глупо бахвалиться, что эпос «Джангар» очень древний.

Лучше бы этим «сведущим специалистам» учить калмыцкий язык, вместо того, чтобы размышлять о возрасте эпоса «Джангар». Легенда о первом джангарчи, записанная у ойратов Синьцзяна, полностью идентична легенде, записанный у ойратов Волги. Но, ойраты Синьцзяна помнят до сих пор имя первого джангарчи — Төрбайр. Төрбайр — величайший поэт в истории ойратов, и, воспевая Учение Будды в эпосе «Джангар», мы должны жить так, как Хан Джангар — ради всех живых существ.

Төрбайр, первый джангарчи, заслуживает не просто уважения, а поклонения, судя по всему он был очень сильным практиком Ваджраяны, буддийской тантры, и ему я, Очир Тербатаев, Төрбайру, первому джангарчи, делаю поклон! Ом сән амһулң болтха!

Автор статьи: Очир ТЕРБАТАЕВ.