ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: СКОЛЬКО В ЭПОСЕ ГЛАВ? — 6.

О том, что эпос «Джангар» в былые времена был широко распространен среди всех без исключения наших предков может свидетельствовать еще один уникальный и малоизвестный широкой аудитории пример — версия эпоса Донских калмыков (Теӊ һолын хальмгудын дуһрг). Да, да, вы не ошиблись, «Джангар» бытовал и в Области Войска Донского!

Бузавская версия «Джангара» представлена лишь одной главой: «Баатр Улан Хоңһр Авлңһ хаанла бәәр бәрлдгсн бөлг» (О битве Улан Хонгора с Авланги-ханом). Этот уникальный образец был записан исследователем быта и фольклора донских калмыков Иваном Поповым у сказителя Бадмы Обушинова в 1901 году на Дону, в балке Дунд Аюл.

По свидетельству Попова, сказитель исполнял эту песню речитативом, без музыкального сопровождения. К сожалению, Попов подробно зафиксировал лишь слова песни, а вот мелодии внимания не придал. Нужно сказать, что эта песнь довольно объемная, она насчитывает 1875 стихотворных строк, а также имеет свой небольшой пролог.

Наличие собственного пролога может давать основание считать, что донские калмыки имели свой цикл «Джангара», от которого до наших дней дошла лишь одна песнь, а остальные, как бы ни было досадно, безвозвратно исчезли вместе со своими безымянными исполнителями в песках времени. Нам же нужно радоваться, что хотя бы этот образец был сохранен для потомков.

Песнь «Баатр Улан Хоңһр Авлңһ хаанла бәәр бәрлдгсн бөлг» (О битве Улан Хонгора с Авланги-ханом) была издана во втором томе «Джангара» в 1990 году. Как и другие прежде описанные версии, песнь о «Джангаре» донских калмыков изобилует буддийскими сюжетами и понятиями. Многие из них достаточно сложно вообще перевести на русский, они существуют только в системе калмыцкого буддийского мировоззрения.

Поэтому, когда сегодня некоторые «популяризаторы» так называемой «исконной древней культуры калмыков» говорят о том, что «Джангар» вовсе не о буддизме, очень хочется пожелать им выучить родной язык на таком уровне, чтобы суметь не только прочесть эпос в оригинале, но и разобраться в его картине мира, в том, о чем реально пели наши предки, а не выдавать свои «умозрения» за «истины»…

Ора-юуһинь очрлгсн,
Очр-юуһинь бумблгсн,
Бумб-юуһинь сиилгсн,
Си-юуһинь цацглгсн,
Цацг-юуһинь цецгәлгсн
Бәәшң бәрҗ гинә.

Очир ТЕРБАТАЕВ, Геннадий КОРНЕЕВ.