ДРЕВНИЙ ЗНАК РОДА-3

В Калмыцком Ханстве, кроме родовых знаков, которыми таврили скот, были еще и личные печати владельцев, а также одна главная ханская печать. Они тоже назывались «тамһ», а главная ханская печать — «Ик тамh» (Большая печать) или «Төрин тамh» (Государственная печать). Такую печать каждый претендент на ханский престол стремился получить из Тибета, от Далай-ламы.

На такой печати изображались не родовые знаки калмыцких ханов, а священные санскритские мантры и буддийские символы. Интересно, что впервые печать вместе с утверждением на ханский престол у ойратов получил нойон Эсельбейн Сайн-Ка. Он был первым всеойратским ханом после отделения ойратов от монгольского улуса.

В исторических хрониках ойратов и калмыков есть упоминания о том, что печать хана и грамоту-подтверждение от Далай-ламы V получил тайша Шукур-Дайчин. Однако он не принял эти символы ханской власти, сказав, что людей, подобных ему, много, и по ойратским законам сначала народ решает, кому быть ханом.

 Первым калмыцким ханом, признанным Далай-ламой, стал в 1690 году Аюка. Все его письма с того времени заверялись большой красной печатью, на которой по центру, в обрамлении узоров изображалась мантра божества Калачакры, известная как «Десять всесильных слогов». У других калмыцких нойонов и тайшей печати были гораздо меньше по размеру и имели менее сложные рисунки.

Печати наших предков, как древние, родовые, так и поздние, которые калмыцкая правящая элита получала от Далай-лам Тибета, были окружены ореолом святости и необыкновенного трепетного почтения. Это были символы силы и благополучия рода, могущества его старейшин и владык, а также символами ханской власти. И если печати калмыцких ханов потерялись в пыли истории, то родовые знаки живут в памяти нашего народа и поныне.

Узнать их, запомнить и рассказать своим потомкам — наша важная и необыкновенно нужная задача, ведь эти символы оберегали нас, калмыков, много столетий. Пусть они защищают нас и впредь!