МИСТИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ ПРЕДКОВ: КАМЕНЬ «ЗАД»

Наверняка многие помнят о том, что «баламутного» человека старики калмыки часто называли «задын хутхур». Это очень интересное словосочетание и понятие. В детстве, когда мы с друзьями шалили — бабушка ругала меня и называла такими словами. А у меня, шкодливого ребенка, оно ассоциировалось с задним, хозяйственным двором. Думалось, что это шалун, который озорничает сзади дома, в хоздворе.

Слово «хутхур» понятно. Оно происходит от глагола «хутхх» — «мешать, взбалтывать, возмущать, поднимать смуту». «Хутхур» же имеет значение «мешалка, венчик, возмутитель спокойствия». А что же касается слова «зад»? Это понятие наши предки привезли в Россию из Центральной Азии. «Зад чолун» или «яда таш» — магический, мистический камень, с помощью которого вызывали дождь.

В мифах тюрко-монгольских народов Центральной Азии камень этот упоминается очень часто. Говорят, что во времена засух люди заметили, как орлы или некоторые наземные животные носили во рту некий камень, и куда бы они не бежали, грозовые тучи проливали вслед за ними живительную влагу. Люди изловили этих животных и стали использовать камень в своих целях.

По другой версии, легендарный тюркский правитель Огуз-хан получил этот камень от Яфета, старшего из трех сыновей библейского спасителя человечества Ноя. Кроме устных преданий о камне яда-зада, упоминание о нем встречается в одной из ярчайших жемчужин мировой литературы — поэме Шахнаме, которую в X веке написал Абулькасим Фирдоуси. Исследователи считают, что название камня Яда-зада имеет иранское происхождение.

В калмыцких легендах и преданиях нередко встречается упоминание о том, что тот, или иной герой, такой как Эсэлбэйин Сайн ка и Галдама имели у себя зад чолун и во времена погонь за неприятелем или сражений могли вызвать дождь и этим изменить ход сражения в свою пользу. Это также могли делать и некоторые калмыцкие священники и даже здесь, на Волге.

Человека, имеющего камень «яда-зада» называют «ядачи» или «задчи». В древности он очень почитался всеми как могущественный шаман, подчиняющий силы природы. Вероятно, калмыцкие задчи складывали камни в какую-то посудину и перемешивали их мешалкой хутхур. После манипуляций этой мешалкой случалось ненастье, и именно это дало повод для калмыцкого выражения «задын хутхур».

Камень яда-зада встречается в упоминаниях у персов, таджиков, многих тюркских и монгольских народов, в том числе у нас, ойратов и калмыков. Было бы не менее интересно увидеть изображения этого камня, а также этой штуки, которую калмыки называли «хутхур», но пока я их ни у кого не нашел. Все таки депортация и советская власть сильно способствовали нашей исторической амнезии…

Геннадий КОРНЕЕВ