ПЕРВЫЕ ЛИЦА КАЛМЫЦКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

Русский философ Николай Бердяев сказал: «Интеллигенция — часть человечества, в которой индивидуальная сторона человеческого духа победила групповую ограниченность». В истории калмыков, в начале XX века, одну из важных ролей сыграла интеллигенция. Эти люди наряду с буддийским духовенством напомнили в начале прошлого столетия, что калмыки были некогда крупной ойратской нацией, имевшей опыт государственного строительства с XIII века. Имена выдающихся сынов в народе долго помнили и это были — Антон Амур-Санан, Овше Норзунов, Номто Очиров, Эренджен Хара-Даван, Ефим Чонов, Санджи Балыков, Адольф Бадмаев и многие другие.

Основными их задачами были просвещение калмыков своей историей, поиск незаурядных детей, и, непосредственно, научная деятельность. Главная отличительная особенность интеллигенции той эпохи — это активное участие в политической деятельности. Так сложилось, что судьба раскидала лучших сынов нашего народа по всему свету: кто-то остался в степи под властью большевиков, а некоторые были вынуждены эмигрировать.

В этой статье мы познакомим вас с Лиджи Карвином (Карвенов), одним из видных представителей своей эпохи. Л.К. Карвин — калмыцкий общественный и политический деятель, поэт, журналист, активный участник образования автономии калмыцкого народа в 1920-е годы, член Калмыцкого ЦИК, один из основоположников калмыцкой литературы и журналистики, первый председатель Большедербетовского улусного комитета. Родился в 1887 году в аймаке Бага-Бурул Большедербетовского улуса (Ик-дөрвдә улсин Баһ-Буурл әәмг). Его родители были зажиточными людьми.

Лиджи Карвин является одним из основоположников калмыцкой литературы и журналистики. Он начал печататься с 1906 года в газете «Северокавказский край». После Октябрьской революции 1917 года он сотрудничал с редакциями газет «Красный калмык», «Красная степь», «Калмыцкий пахарь», «Красный Дербет». Автор более 80 стихов («Пустая голова», «Из-за водки», «Свадьба Андрея Бембинова» и др.) и нескольких поэм на калмыцком языке. К 1922 году Карвин собрал 850 народных песен калмыков, а также 700 пословиц и поговорок.

В 1920 году Карвин был избран делегатом I-го Общекалмыцкого съезда Советов, проходившего в посёлке Чилгир. Также был избран большевиками первым председателем Большедербетовского улусного комитета. Л.К. Карвин был активным участником образования автономии калмыцкого народа в 1920-е годы, членом Калмыцкого ЦИК. В период образования Калмыцкой автономии первым стал на позицию объединения всех групп калмыков. Он был организатором и агитатором по добровольному переселению калмыков с Дона, Урала и Терека, объезжал калмыцкие поселения, лично участвовал в их переселении. Был противником перевода волжских калмыков в казачество.

По словам современников, Л.К. Карвин переписывался с В.И. Лениным по вопросам будущего калмыцкого народа. При этом он придерживался больше социал-демократических взглядов, чем коммунистических. Карвин выступал против невежества и забитости народа, выступал за его образование, движение по пути реформ, придавал большое значение просвещению народа. Лиджи Карвин был идейным сторонником советской власти и считал, что при СССР у калмыков будет большая возможность саморазвития в рамках нового режима.

Однако, биография этого человека была не совсем «чистой» в глазах большевиков. В 1929 году он был обвинён в контрреволюционной деятельности, осуществляемой им на протяжении ряда лет, а также за работу в период Гражданской войны в управлении, созданном Кавказской армией Вооружённых сил юга России (КАВСЮР) под командованием генерала А.И. Деникина. На следующий год он был расстрелян. Так закончилась жизнь человека, который не только собрал большое, я бы даже сказал, рекордное количество песен, но и был одним из инициаторов возрождения национальной государственности. Благодаря таким людям как Л.К. Карвин, мы, ныне здравствующие калмыки, имеем свою республику!

Арван КАРМАНОВ