ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДКОВ И ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ — 3.

Понятия о взаимосвязи предков с родовой территории нашли отражение в обряде захоронения последа. Захоронение в «земле предков» последа новорожденного гарантировало ему благополучную жизнь, а родителям – многодетности. В начале XX века стали возникать родовые кладбища рядом с сезонным расположением хотона.  По объяснениям пожилых людей место для захоронения выбиралось достаточно открытое, чтобы можно было видеть движение небесных светил – солнца и луны.

В начале 80-х годов XX века на кладбищах стали устанавливать мраморные или каменные надгробия в изголовье могилы. Фотографии на них обрамлялись изображениями солнца и луны. Изготовление данного надгробия в начальный период возвращения к национальной культуре воспринималось как проявление традиции связанной с солярно-лунной символикой похоронной обрядности.   

В традиционном мировоззрении с предками связаны представления о витальности, судьбе, появлении человека, жизненной субстанции. По традиционным представлениям тюрков Южной Сибири, умершие предки мыслились покровителями своих живущих потомков. Изъятые смертью из общества и перемещенные в мифическое (дикое) природное пространство, они становились своеобразным резервом рода, выступали не только защитниками, но и подателями жизни.

В мифологической концепции бытия, где прошлое было неотделимо от настоящего и будущего, а умершие от живых, смерть являлась источником новой жизни. Эта идея порождена всем строем архаичного мировоззрения, в котором противоположные полюса, разрушительные и созидательные силы, сливались в единое целое.

Аналогичные представления способствовали сложению образа предков у калмыков как дарователей чадородия, жизненного начала, покровителей судьбы – Заячи/Заян (заячи, заян, заян сякюсен, заян ах). Как отмечают исследователи «…в источниках имеются указания и о едином образе, и о его множественности, но при этом личные духи-покровители заячи не имеют имен и могут выступать, как можно заключить из материалов фольклора, в самом различном виде». Поэтому у калмыков, несмотря на широту представлений о заячи отсутствует иконографический образ.

По представлениям калмыков смерть наступает по окончании времени – жизненного цикла – определенного Заячи. В калмыцком языке выражением насан авх (букв. взять годы, использовать годы), насан күцх (букв. достигнуть возраста) маркируют смерть человека. Как считают калмыки, каждый человек от рождения находится под защитой  предков/Заячи по восходящей в следующей иерархии: по одному от каждого родителя (т.е. сами родители) → по два с отцовской и материнской стороны (бабушки и дедушки) → все души предков рода.

Согласно представлениям калмыков, именно эти покровители являются подателями душ детей. Для замужней женщины покровителями становятся как живые родители мужа, так и души умерших предков семьи/ рода, поэтому во время свадьбы невеста совершает подношения им и переходит под их покровительство. В настоящее время родовыми покровителями заян ах называются у калмыков как души предков – основателей патронимических групп или родовых нойонов и зайсангов, так и живые родственники, связанные по основной линии с предком рода.

По материалам Шараевой Т.И.