ХОЙТЫ

Самым первым известным на сегодняшний день упоминанием об ойратах является текст Сокровенного Сказания Монголов, где несколько раз встречается этноним «ойрат». Но, как известно, древний ойратский союз имел состав, совершенно отличный от современных и даже средневековых ойратов.

Состав средневекового ойратского союза, а также ойратского союза тринадцатого века вызывает споры у ученых-монголоведов вот уже больше века, НО наличие в ойратском союзе хойтов во все известные периоды ни у кого не вызывает сомнений.

Впервые хойты упоминаются в Сокровенном Сказании, когда Чингис хан послал своего старшего сына Джучи, чтобы тот покорил «Лесной народ»:
«В год Зайца (1207) Джучи — старший сын Чингис хана, был отправлен с войском Правой руки на Лесной народ. Бука был их проводником. Ойратский Худуха-беки прибыл с миром впереди тумена ойратов и, став проводником Джучи, довел его до Шикшита».

Добровольный приход Худуха-беки был высоко оценен Чингис-ханом. Этот акт доброй воли позволил породниться Дому Чингис-хана и семье Худуха-беки. Монгольская хроника «Шара туджи» описывает женитьбу двух сыновей ойратского хана Худуха-беки на Цэцэйкен — дочери Чингис-хана и Холойхан — дочери старшего сына Чингис-хана Джучи. Две дочери Худуха-беки были выданы за Онкута и Менгу. В результате заключения браков между сыновьями, дочерьми и потомками Чингис-хана и Худуха-беки образовалась отдельная родовая династия внутри большого правящего рода. Родственные связи ойратов с чингисидами были, например, с Хубилай-ханом в Китае, с Бату-ханом в Золотой Орде, с Хулагу-ханом в Малой Азии. С этого момента хойты стали играть большую роль в жизни монгольских народов.

После развала Великой Монгольской Империи хойтские князья наравне со всеми учавствовали во всеойратских сеймах (чуулганах), выставляли собственные войска и имели собственные кочевья — нутуг.

Хойты были одним из ведущих племен при создании Ойратского государства. Но, в какой-то момент позиции их в результате междоусобной борьбы, ослабли. Так, в Джунгарии, где кочевали хойты, ойраты были представлены четырьмя субэтносами: джунгары, дербеты, хошоуты и торгоуты. Хойты же находились под властью дербетских нойонов.

После ухода торгоутов на Волгу дербен-ойратский союз в Джунгарии продолжал сохранять четвероплемение и на место торгоутов встали хойты, княжеский род которых вновь обрел внутреннюю независимость.

После трагического краха Джунгарии, во время которого маньчжуры вырезали подавляющую часть ойратского населения небольшая горстка джунгарских ойратов сумела спастись и пришла в пределы России, присоединившись к волжским ойратам. Это были люди хойтского нойона Деджита, к которому также присоединились небольшие группы урянхайцев, теленгитов и других племен и родов.

По пути к Волге Деджит умер, а его жена Эльзе Оршиху вышла замуж за вдовствующего нойона хошоутовского улуса Замъяна. Замъян усыновил сына Деджита Тюмень-Джиргалана и воспитал его как родного.

Замъян-нойон передал верховную власть над улусом волжских хошоутов Тюмень-Джиргалану, обойдя своих родных сыновей. Сыновья Замъяна затаили обиду на отца и в 1771 году пошли вслед за Убаши ханом, уведя с собою большую часть хошоутов.

Таким образом Тюмень-Джиргалан остался с небольшим улусом, в составе которого оставшиеся хошоуты составляли лишь небольшой процент. Помимо них в улус Тюмень-Джиргалана входили и подданные его отца: хойты, теленгиты, урянхайцы.

В благодарность за верность Отечеству царское правительство восстановило численность улуса Тюмень-Джиргалана и присоединила к нему торгоутов из числа тех, кого царские войска успели вернуть обратно. Но, несмотря на то, что хошоутов в составе улуса оставалось совсем мало, а правящим домом в нем были хойты, он сохранил за собой название «Хошоутовский».

Много лет спустя хошудо-хойтский нойон Серебджаб Тюмень принял участие в войне с Наполеоном и, как и дербетовский Джамбо-тайши Тундутов, ввел свой конный полк в ворота Парижа.

Немного позже, младший брат Серебджаба Батур-Убаши, автор «Истории дербен-ойратов», побывав в Петербурге и воодушевившись красотою Казанского Кафедрального Собора, спроектировал здание для нового хурула, который было решено возвести в честь победы над Наполеоном. Это и был знаменитый Хошеутовский хурул.

В Хошеутовском хуруле находилась богатейшая библиотека князя Тюменя, а также великая реликвия ойратского народа джунгарское знамя Дайчин-Тенгри, с которым Галдан-Бошокту хан завоевывал Сайрам, Турфан, Восточный Туркестан, брал Самарканд, Мерв и многие другие города Средней Азии. С этим знаменем Серебджаб Тюмень входил в Париж. Считается, что знамя было варварски уничтожено во время революции. НО (!) до недавних пор жили старики, которые рассказывали, что знамя надежно спрятано и хранится у одного из представителей рода кереит, который ждет прихода представителей ханского рода, чтобы передать знамя достойному преемнику.

Эрдни ЧУЧЕЕВ
(архив)