ХОШЕУТЫ − СВЯТЫЕ МОНГОЛЫ?

Почти четыре века назад в центре евразийского континента прошёл ойрато-монгольский съезд, на котором присутствовали представители высшей знати ойратов и восточных монголов. Говоря современным языком саммит «сорока четырёх», хотя, конечно, к этому времени монгольские народы уже не представляли собой 44 тумена, да и присутствовали на нем не все монголы. Южная Монголия уже была покорена цинами, что, собственно, и явилось одной из причин съезда.

Итак, мы знаем, что на тарбагатайском съезде 1640 года ойратские и монгольские ханы и нойоны выработали единое законодательство и, что немаловажно, впервые официально приняли буддизм, который к этому времени распространился достаточно широко, как государственную религию монголоязычного мира.

Активное распространение буддизма и последующее его официальное принятие совпадают по времени с началом усиления ойратов. В 1578 году хошоутский Байбагас разгромил халхаские войска на реке Иртыш. Далее ойраты продвинули свои кочевья на север до рек Ишим и Омь, добив остатки войск сибирского хана Кучума. В 1608 году ойраты победили Алтан-хана, правителя местности между озерами Хубсугул и Увс. К 1630-м годам Хо-Орлюк занимает прикаспийские степи в бассейне Урала и Волги.

В 1634-1635 гг. на Кукуноре обосновался халхаский Цокту-тайджи, сторонник Кармапы. Он и его сын Арслан «решили уничтожить имя школы Гэлуг». Лидеры Гэлуг, осознавая в полной мере опасность, нависшую над их учением, решают искать поддержки у своих новых адептов — ойратов, набравших к этому времени достаточно мощи. Посольство Гэлугпа прибыло в Джунгарию. Джунгары согласились оказать помощь. Экспедиционный корпус возглавил 28-летний хошоутский нойон Туру-Байху. Его поддержали Баатур-хунтайджи и глава торгутов Хо-Урлюк. Под лозунгом оказания помощи Далай-ламе джунгары двинулись в Тибет.

В 1635 г. Цокту-тайджи направил в Тибет 10-тысячный корпус халха-монголов во главе со своим сыном Арсланом. Туру-Байху намеревался защитить Гэлугпа, Арслан — уничтожить. Когда противники встретились, начались переговоры. По их завершении Арслан оставил основную часть своей армии у оз. Тэнгри-Нур и вступил в Уй (центральный Тибет) только с личной охраной. Поскольку стало неясно, чью сторону примет теперь Арслан, лама Кармапа, которого Арслан должен был защищать, на всякий случай бежал из Лхасы. Вступив в Лхасу, Арслан в храме Рамоче встретился с Далай-ламой и оказал ему почести как паломник. Из Лхасы Арслан поехал в монастырь Дэпун. Там он прослушал курс учения Гэлугпа и дал слово, вопреки приказу отца, не перечить «желтому учению». Таким образом, планы Кармапа уничтожить Гэлугпа руками Арслана оказались под угрозой. Правитель Цзана Карма Тэнкьён послал людей известить Цокту-тайджи об измене сына. Одновременно войска Цзана двинулись в Лхасу с целью изгнать оттуда монголов. Дело не дошло до большой войны — сыграли свою роль старания Далай-ламы примирить противников. Однако Арслан за неповиновение воле отца поплатился жизнью, подосланные убийцы убили его и двух его ближайших помощников.

В Лхасе под видом паломника оказался и Туру-Байху. Он имел встречи с Далай-ламой V и Панчен-ламой IV и сделал богатые подношения Гэлугпа. Во время этих встреч был разработан план, согласно которому основная часть армии Туру-Байху, все еще находившаяся в Восточном Туркестане, должна была двинуться на Кукунор, разгромить войска Цокту-тайджи, затем из Кукунора направиться в Кам изгнать из Бери местного правителя Донье Дордже, сторонника бон, который преследовал всех буддистов без разбора, к какой бы школе они ни принадлежали. И уже затем армия Туру-Байху должна была вступить в Уй и Цзан. В 1637 г. план был приведен в действие. Войска Туру-Байху и Батур-хунтайджи атаковали Цокту-тайджи. У горы, впоследствии названной «Кровавая», войска Цокту-тайджи были разгромлены, а сам он убит. Туру-Байху стал правителем Кукунора.

Победа над Цокту тайджи стала переломным моментом в борьбе за сохранение школы Гелуг. Затем ойраты перешли к военным действиям по всему Тибету. В этой борьбе пострадало множество монастырей, погибло более двухсот тысяч лам и в разы больше мирян. Но в конце концов все встало на свои места, ойраты очистили Страну Снегов от противников желтошапочного учения. В Тибете воцарился мир и покой. Отныне представители всех школ могли мирно сосуществовать друг с другом. Далай Лама, Панчен Лама и Гаден-Трипа стали верховными иерархами Тибета. В благодарность Туру-Байху, возглавлявший военные действия, получил титул “Царя Дхармы” (калм. Номин хан) и стал именоваться Гуши Номин-ханом. Каждый год во время празднования Монлама хошоуты проводили церемонию “ясор” и скачки, а Гуши Номин-хан и его потомки удостаивались различных почестей и даров от Далай-Ламы и многих других иерархов. С тех пор Тибетцы называют кукунорских хошеутов “дамсок”, что в дословном переводе означает “высший монгол” (калм. Деед моңһл). В этом названии отразилось отношение тибетцев к кукунорским хошоутам как к святым монголам, спасшим школу Гелуг и Далай-Ламу.

Эрдни ЧУЧЕЕВ.
(архив)