МУЖСКАЯ ОДЕЖДА У КАЛМЫКОВ
(Часть 2. Головные уборы)

На голове зайсанги носят летом обыкновенно фуражки черныя, с зеленым околышем и с красными кантами, и просто черныя; но национальным головным убором всех калмыков, как простых, так и дворян, служит шапка («махла»). В костюмах все калмыки астраханской степи однообразны, но в шапках заметно большое разнообразие, и видов шапок довольно много. Самая распространенная между калмыцкими шапками «хазг махла» (киргизская шапка, фиг. 19 а,б,в) или «тоорцг махла». Околыш ее делается из черных мерлушек (I), притом так устраивается, что нижняя часть шапки совершенно круглая, а к верху заканчивается четырехугольником, отороченным выдрой (II). Верхушка шапки (III) из какого-нибудь яркого сукна (но не желтого), обшитая позументом или цветным шнурком. В центре верхушки находится кружок («ора») и на нем нашиты пунцового шелка нити в виде кисти или бахромы — «дааһн зала». Высота шапки более одной четвертой аршина и соответственного объема. Носят эту шапку так, что один угол приходится на лбу. У хошоутовских калмыков (Александровский улус) «тоорцг махла» отличается своей верхушкой: верх густо выстеган, и в центре вместо шелкового «зала» вшита пуговица из шелка, красная бусинка, а иногда крупный коралл (фиг.20).
В рабочие дни простонародье носит шапки, сделанные из сукна, нанки и пр., и самых разнообразных форм. В Яндыковском улусе (именно в степной его части) обыкновенная домашняя шапка делается из черной материи — «тоорцг». Это невысокая круглая шапочка из одноцветного материала, на круглой верхушке которой нашит или кусочек пунвоцого сукна, или бусинка.
В Эркетеневском улусе (особенно в Цаатановом роде) встречается домашняя шапочка, которая очень напоминает рабочую персидскую шапку — «тумлг махла». Она состоит из выпуклого, низенького барашкового околыша и закругленной верхушки, сшитой из клиньев материи. Такая шапочка встречается и на женщинах, как Эркетеневского, так и южнаго Мало-Дербетовского улусов.
Между северными дербетами особенно мужская молодежь из простонародья носит маленькую шапку из темной материи, в форме татарской ермолки.
Все эти три последние вида домашней шапки не представляют чего-либо типично-калмыцкого, а потому и не устойчивы: сами калмыки говорят, что они стали носить их еще недавно, и можно думать, что они также легко заменяться шапками какого-либо нового образца, как и вошли в моду. Соврешенно противоположными свойствами отличаются шапки, которые носят старики-калмыки: народная память не знает, когда они вошли в употребление. Такая шапка называется «хаҗлһ» (фиг. 21 а,б). Околыш ее, очень выпуклый и невысокий, покрыт мерлушкою утробного ягненка («җулвдг»); верхняя часть четырехугольная и сшита из оранжевого или желтого сукна (II), квадрат верхушки покрыт красным сукном (III), а в центре пунцового цвета «зала» (IV), шов между верхним квадратом и желтым четырехугольным верхом обшит серебряным или золотым шнурком (V). «Хаҗлһ» всегда довольно высокая (более четверти) и объемистая шапка. Шапка эта одним углом квадрата наглухо пришивается к мерлушечьему околышу и надевается назад пристегнутым углом. Такого вида шапку носят старики и старухи во всех улусах, кроме Александровского. В Александровском или хошоутовском улусе «хаҗлһ» несколько иного вида (фиг. 22); именно, околыш делается из обыкновенной мерлушки и довольно высок, желтый верх тоже выше и прямо стоит, причем он в нижней части бывает продольно выстеган. Впрочем, хошоутовская шапка теперь уже не часто встречается.
Для зимы употребляется калмыками меховая шапка — «бүчләч», обыкновенно из лисьего меха с наушниками, которые в обыкновенное время торчат вверх, в виде треугольников. Из меха делается только околыш и наушники, причем нижняя часть мехового околыша сделана так, что по надобности может отворачиваться и закрывать лоб и уши; в стоячем виде наушники связываются шнурком или тесемкой; задняя часть шапки, сшитая в виде угла, и верхушка шьются из желтого сукна, а на самой верхушке нашита все-таки «зала». Подкладка («дотр») «бүчләч» шьется из кошмы, покрытой материей.

И.А.Житецкий. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг.