ТАЙНЫ ПРАЗДНИКА ЗУЛ.ЗА СТРАНИЦАМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ.

Дорогие друзья! Приближается любимый всеми калмыками праздник — ЗУЛ. В этом году по григорианскому календарю он наступает 18 декабря, а по калмыцкому (лунному) календарю это соответствует 25 числу месяца коровы. Сейчас уходит год водяного тигра и наступает год водяного зайца.

ГДЕ БЕРУТ СВОЕ НАЧАЛО КОРНИ ЭТОГО ПРАЗДНИКА

Традиция празднования ЗУЛ зародилась в XV-XVII вв. В это время Эсен-хан во главе 20-тысячного корпуса ойратов наголову разгромил полумиллионную китайскую армию императора Инцзуна, заложив предпосылки появления ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА, а в Тибете — Лама Цонкапа (Зунква гегән) уже достиг ПРОСВЕТЛЕНИЯ и покинул этот мир. Именно ПРОСВТЕЛЕНИЕ Ламы Цонкапы и празднуется ВСЕМИ последователями желтошапочного Буддизма, как ЗУЛ.

Важно отметить, что для калмыков Лама Цонкапа всегда являлся ВТОРЫМ БУДДОЙ. Именно по этой причине праздник ЗУЛ был столь почитаем и любим нашими предками. Так же интересен тот факт, что подношение калмыцким чаем, которое делается в этот день в первую очередь, тесно связано с просветлением Цонкапы.

КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ

В Тибете тоже употребляют молочный чай, и однажды испив его, Цонкапа познал пустотность и практически оторвался от пут и оков «Сансары». Именно поэтому на ЗУЛ перво-наперво делается подношение калмыцким чаем.

ДРУГИЕ ПОДНОШЕНИЯ

Так как в этот день подношения делаются Зунква гегәну, а он, будучи буддийским монахом, естественно был вегетерианцем, то НИКАКИХ подношений шолюном и тем более мясом, делать НЕЛЬЗЯ.

Главным подношением в день праздника ЗУЛ являются светильники-лампадки, которых нужно возжечь очень-очень много, чтобы наступающий год стал благоприятным.

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Так как калмыки полностью приняли буддизм школы Гелуг в силу различных причин, в том числе и таинственных, я бы даже сказал мистических (о них мы расскажем несколько позже), мы просто обязаны начитывать в этот праздничный день восхваления Зунква гегяна, Мигзэм.

Вот что писал о значимости мигзэма такой известный ученый востоковед как Позднеев А.М. в своей книге «Очерки быта буддiйскихъ монастырей»

«Во всём Тибете и Монголии не только ламы, но даже и простолюдины иначе не входят во храм, как предварительно прочитавши «ма́ни», «итэгэ́ль» (символ веры) и «микчжи́м». Большинство знает наизусть эти молитвы, для незнающих же и малолетних перед дверями храма вкапывается столб, на котором написаны помянутые молитвы со всех сторон.

В больших монастырях, где собирается много народа и где верующим неудобно обходить вокруг столба, чтобы прочитать всё написанное на нём, — «мани», «итэгэль» и «микчжим» пишутся на подвижных, вращающихся кругом, столбах. Прочитавши написанное на одной стороне столба, поворачиваешь его и прочитываешь написанное на другой; чем больше раз прочтёшь, тем достойнее вступаешь во храм».

Поэтому нам, как истинным наследникам ойратов, необходимо как можно больше начитывать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, итэгэл и мигзэм. Короткий текст молитвы Прибежища — итэгэл мы уже публиковали, а вот текст «мигзэм» на калмыцком языке, подстрочный перевод которого был осуществлён Г. Корнеевым:

ТАВН МӨРТӘ «МИГЗЭМ»

Зөргдл уга энрлин ик саң-Нүдәр Үзгч
Кир уга әәлдлин эркшлтә-
Җөөлн Эгшгтә
Шулмсин әәмгиг хоцрл уга даргч-Нууцын Эзн
Цастын мергдин оран чимг-Зункава
Сән Оюта Алдршсна өлмәд зальврму!

Д. Гаряев, Т. Калмыцкий (архив Билгин Дала)