Очищение огнем

Второй зимний праздник — Цаһан Сар. Он праздновался с большим размахом, чем Зул. Празднование Цаһан Сара знаменовало собой приход весны, после которого калмыки оставляют места зимних кочевий и переходят на весенние пастбища, хотя обычно в это время на земле еще лежит снег. Зная это, исстари калмыки говорили: «Цаһана хөөн чигн цасн орна» — «И после Цаһан Сара снег выпадает».

Однако, несмотря на разные трудности, происходящие от того, что зима не ушла, Цаһан Сар калмыки праздновали очень широко и богато. В XIX веке, как писал Иродион Житецкий, этот праздник отмечался с первого числа первого весеннего месяца в течение семи дней. В это время в хурулах шли праздничные молебны, люди ходили друг к другу в гости, здороваясь при этом за локти. Во время этого приветствия они спрашивали: «Үвләс менд һарвт?» — «Благополучно ли вы вышли из зимовья?». Когда празднование заканчивалось, с 8 числа по 15 число лунного месяца, в течение семи дней, у калмыков начинался «Бурхна дүүцң» — особые дни, которые посвящались молитвам и посту. В это время многие калмыки просили у высших сил благополучного окота и удачного сельскохозяйственного года. Во время празднования Цаһан Сара, когда уже разрешалось покинуть зимовье и перекочевать на весенние пастбища, калмыки зажигали особые очистительные костры, через которые прогоняли всех своих животных.

Этот древний обряд символизировал очищение скота (мал) от всего дурного, что скопилось за долгую зиму. Также имеются сведения о том, что и сами люди вслед за скотом проходили через эти очистительные костры, дабы избавиться от влияния злых духов, которые могли пристать к человеку за то время, пока зимой мало кто кочевал. Некоторые старики говорят, что в эти костры сыпали соль (что было запрещено в любое другое время), и она должна была уничтожить весь негатив, скопившийся за холодный зимний период.