КАК ЭТО ПО-КАЛМЫЦКИ КЕРГТӘ – КЕРГ УГА?

Как меняются, или подмениваются понятия и ценности? Кто в этом заинтересован и в чем причины этих подмен? Кто в этом виноват, и что делать нам? Эти вопросы все чаще посещают множество людей, которые пишут в Билгин Дала разные письма. У нас, волей революционных исполнителей и недовольства первого наркома Образования РСФСР А. В. Луначарского отняли письменность.
С ее потерей мост между нами и остальными монгольскими народами был практически разрушен.Уничтожена культура и самоидентичность. Мы стали одним из множества советских народов, разделенных идеологией от других братских нам народов, отрицая очевидные факты родства. Мы стали отдельными от других, а внутри еще жестче разделились на торгудов, дербетов, хошудов, бузавов…

Вернемся к языку, отойдя от исторических хитросплетений. Весь прекрасный словарный запас нашего языка, который содержали тексты на тодо бичиг – стал архаикой, ненужным, лишним, тянущим вниз. И язык стал меняться. И прежде всего слово «КЕРГТӘ». Тех, кому важен родной язык, и тех, кто прилагал усилия к его постижению в школе, всегда говорили – слово «КЕРГТӘ» значит «НУЖНО, НЕОБХОДИМО, НАДО». Мы и даже наши дедушки и бабушки употребляли и у счастливчиков, еще употребляют в этом значении.

Давайте вдумаемся, каково значение слова «КЕРГТӘ»? Это слово происходит от существительного «КЕРГ» — «ДЕЛО». Значит, «КЕРГТӘ» имеет значение «С ДЕЛОМ». Это слово в НАШЕМ языке образовывается похожим образом с такими словами как «МАШИТӘ» — «С МАШИНОЙ», «ҮКРТӘ» — «С КОРОВОЙ». Отсюда логично предположить, что «КЕРГТӘ» будет переводиться «С ДЕЛОМ». Но ведь мы в основном говорим «НАНД «КЕРГТӘ» — то есть «КО МНЕ с делом», хотя подразумеваем «МНЕ НАДО». Вот насколько глубоко влияние одного языка может проникнуть в другой!

В Синьцзяне или Западной Монголии – в земле, где люди говорят на понятном нам языке слова «НАНД «КЕРГТӘ» будут пониматься как «У КОГО-ТО есть дело ко мне (к тому, кто это произнес)»… А как правильно? «БИ «КЕРГТӘ»! – то есть «Я ИМЕЮ ДЕЛО к чему или кому либо». Приведем пример: БИ нег юм АВХ КЕРГТЯ – «Я ИМЕЮ ДЕЛО ВЗЯТЬ нечто». ЧИ СУРХ КЕРГТӘ» — «ТЫ ИМЕЕШЬ ДЕЛОМ УЧИТЬСЯ». Сознание наших предков не было рассеянным на множество явлений. Они всегда были четко сориентированы. «КЕРГТӘ» — значит ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ, ЧТО НУЖНО СЕЙЧАС говорящему эти слова. И если человек их сказал – он обязательно это исполнит.

Эврә келән сурх КЕРГТӘ!!!

Г. Корнеев.