ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»: Часть 1. Эрднь хатн

На протяжении многих столетий эпос «Джангар» согревает души и сердца многих поколений калмыцкого народа, черпающего вдохновение и силу из этого благодатного источника мудрости. Мечта о стране Северной Бумбе, где царит счастье и благоденствие, об удивительных приключениях богатырей, побеждающих своих врагов не грубой силой, а мужеством и умением, ловкостью и духовной чистотой. Через живые образы устного сказания передается уникальный мир духовной культуры народа, способствуя гармонии и призывая к совершенству.

Главный герой эпоса хан Джангар — хранитель покоя и благоденствия страны Бумба, описанный как:

Маңнаһаснь Мәәдрин гегән һаргсн,

На лбу его Майдари гегена свет сияет,

Зулаһаснь Зуңкван гегән делгргсн,

Над теменем его Цзонхавы гегена свет сияет,

Ораһаснь Очрванин гегән делгргсн

Над головой его Ваджрапани гегена свет сияет.

Дүүвр нойн, богдтаһан

Рядом с гордым нойоном, богдо,

Баахн наста күүкд кевтә

Словно девицы молодые,

Танчлгсн суудг.

Все скромно сидят.

По одной из версий, при формировании представлений о Джангаре были привнесены переосмысленные идеи буддийской мифологии о царе-чакраватине. С санскрита термин «чакравартин» переводится как «вселенский монарх, или император» и буквально означает «вращающий колесо». Это образ идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка. Одновременно с рождением чакравартина возникают семь драгоценных сокровищ, или объектов владения: драгоценное колесо, сокровище, царица, министр, слон, конь и генерал.

В эпосе образ супруги Джангара Аһ Шавдл очень схож с описанием одного из сокровищ чакраватина, царицей: «Драгоценная царица — самая прекрасная и самая добродетельная из всех смертных женщин. Она обладает тридцатью двумя благоприятными знаками божественной женской красоты. Она молода и полна сил, как шестнадцатилетняя девушка (заметьте, что в эпосе эпитет Аһ Шавдл – арвн зурһата). Она сложена совершенно, у неё стройное тело, длинные мягкие пальцы, красные губы, ясные глаза и длинные чёрные волосы. У неё твёрдые круглые груди, её пупок имеет форму лотоса, у неё длинные мочки ушей, нежный и лучезарный цвет лица. Она не придерживается ложных воззрений. Драгоценная царица обожаема своими подданными и, в свою очередь, почитает и уважает своего владыку. Вместе они распространяют мир, благополучие, стабильность и гармонию по всему царству…» (Роберт Бир «Тибетские буддийские символы»). Аһ Шавдл, помимо необычайной физической красоты, обладает нравственными и духовными ценностями, что и царица чакравартина, и даже имеет сорок белых зубов, что указывает на признак великого человека и знак результата устранения клеветы и злословия (из буддийского текста «Мадджхима-никая»). Неземное сияние, чистота и благородство стремлений жены Джангара описаны в этих строках:

Харңһуднь ишкгснднь – хаҗһр уга,

Даже по незнанию ошибок не совершает она,

Ханцн дотран уйгснднь – кентг уга,

Даже не видя, все верно решает она,

Таагснднь – худл уга,

В догадках своих не обманется она,

Тавлад хәләгснднь – җирһдг,

Под благосклонным взором её счастливо все живут.

Гегәнднь үүл бәрм,

При свете лика её рукоделием можно заняться,

Герлднь аду манм,

При свете, излучаемом ею, можно табун стеречь,

Һарх нарни сүүр дарм,

Сиянием восходящее солнце затмить способна она,

Һандиг Алтн шилин цогта,

Величием родимый Алтай затмить способна она.

Дегц дөчн цаһан шүдтә,

Ровные сорок белых зубов её.

Дергр арвн цаһан хурһта,

Изящны десять белых пальцев её,

Минт мет улан урлта,

Пухлые алые губы у неё,

Туң тоһсни толһата.

Прекраная, как у павы, голова у нее.

Продолжение следует…

Елена МУТАЕВА