ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: «БИРМН-ХАН»


В эпосе «Джангар» часто встречаются персонажи буддийской мифологии: якши, ракшасы, шулмусы. Также часто встречаются слова «бирмн». Особенно в именах вражеских ханов. Что же означает это слово?
В изданиях эпоса «Джангар» это слово переведено как «бес, черт, колдун». Но это неверно. «Бирмн» означает «брахман» или «брамин», это высшая каста в Индии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями(варнами), — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к кастам определялась исключительно по рождению. Как представители высшей касты Индии попали в калмыцкий эпос? Этому есть простое объяснение и связано оно, конечно же, с буддизмом.
Брахманы в Индии всегда занимали главенствующее положение. Но из касты кшатриев, воинов и царей, возникло течение аскетов-шраманов, искателей Абсолютной Истины. Из шраманизма в VI веке до н. э. вышли три новых религиозных течения: буддизм, джайнизм и адживика. При этом основатели буддизма Сиддхартха Гаутама и джайнизма Вардхамана Махавира были выходцами из варны кшатриев, а лидер адживики Маккхали Госала происходил из низкого сословия. Таким образом был подорван авторитет брахманов, приведший к многочисленным религиозны диспутам и спорам.
Будда критиковал брахманов за кастовость. Но среди его учеников было много людей, относящихся к высшей касте брахманов. Одним из них был Шарипутра. Шарипутра пришёл поспорить с Буддой. К тому времени Шарипутра победил многих шраманов и имел огромное количество учеников.
Будда спросил его:
— Вас интересует Истина или ваша победа? Вы познали Истину, или вы пока ещё просто учёный?
Шарипутра ответил:
— Я не могу утверждать, что познал Истину.Тогда Будда сказал:
— Я готов спорить, но возможен ли спор? Я вижу свет, вы — нет. Я не смогу объяснить вам, что такое свет. Так что, если вы заинтересованы в Истине, а не в победе, оставайтесь здесь.
Шарипутра обратился к своим ученикам:
— Больше я вам не учитель, я остаюсь у ног этого человека как ученик, если хотите, оставайтесь и вы.
Таким образом происходили диспуты Будды с брахманами.


Российский учёный-религиовед, буддолог Торчинов Е.А. пишет: «буддийский философский дискурс во многом имеет полемический характер, поскольку буддисты, отстаивая превосходство своего учения, активно полемизировали с представителями других течений и школ, прежде всего с представителями ортодоксальной брахманистской философии. Именно постоянная дискуссия буддистов и брахманов во многом обусловливает развитие философского дискурса у обоих субъектов этой дискуссии, стимулируя и буддийскую, и брахманистскую мысль; исчезновение буддизма из Индии подрывает и креативность брахманской мысли, которая становится все более консервативной, застойной и склонной к теологическим, нежели к собственно философским спекуляциям. Задачи разработки стратегии ведения полемики обусловили интерес части буддийских мыслителей к проблемам эристики (искусству красноречия и аргументации), а затем — и логики».


Теперь обратимся к эпосу. В «Джангаре» многие вражеские ханы имеют имена со словом «бирмн». Например, «Шар Бирмс хан», «Тәк Бирмс хан». Также есть оскорбительная фраза в отношении врагов, например «Хорта бирмн» (ядовитиый брахман). Как брахман может быть ханом, царем? Ведь брахманы из касты жрецов, хоть и высшей, но они не могут быть царями, ведь царями могут быть только кшатрии? Ответ таков: в эпосе все действия не реальные, а враги — враги внутренние. Поэтому ханы, имеющие такие имена, имеющие свои царства, олицетворяют неверное воззрение того, что определённые группы людей выше других по праву рождения, олицетворяют деление на касты. Таким образом, эпос нас отсылает к религиозным диспутам между буддистами и брахманами. Также он нас учит, что нельзя делить людей по социальным статусам. Герои-сподвижники хана Джангара сражаются с брахманами, символом тщеславия, и неизменно побеждают в борьбе с неверными воззрениями. Это послание предков, «закодированное» в эпосе мы должны хорошо усвоить. Не считая себя выше остальных живых существ (вплоть до комаров и муравьёв), не считая свою национальность и свой субэтнос выше других, подобно Богдо Джангару, сразившему Шара Бирмин-хана и Таки Бирмс-хана, мы должны сразить своё тщеславие!


Очир ТЕРБАТАЕВ