МУЖСКАЯ ОДЕЖДА У КАЛМЫКОВ
(Часть 1)

Мужскую одежду у калмыков составляют: «килик», «шалбур», «камзал», «бишмит», «лабшик»
«ўчи», «юрмге», «дебель» разнаго покроя (бишмид-дебель, цубо-дебель, лабшик-дебель) и «даха».

l) «Килик» (рубаха) шьётся из ситца или холста; она коротка, несколько ниже пояса и с разрезом напереди, это скорее ночная кофта, чем рубаха, ворот большой, выходящий из-под ворота верхней одежды, рукава длинные и широкие.

2) «Шалбур» (брюки) делаются из нанки (и особенно синей) или холста; они довольно широки и на поясе придерживаются вздержкой («өлкэ»).
Состоятельные люди носят еще исподние брюки («дотаджи шалбур») из холста или бязи; тогда уже верхние «шалбур» делаются из шерстяной материи или сукна и украшаются лампасами («тасма») из позумента с наружной и с внутренней стороны. Зимние брюки шьются изъ овчины, шерстью во внутрь («некэ(я) шалбур») или из кожи без
шерсти («илгин шалбур»), но чаще шьются так, что верх делают овчинный, а низ кожаный. Теплые
«шалбур» делаются из овечьих и козьих шкур.

3) «Камзал» — это жилет обыкновенного покроя, со стоячим воротником, обшивается (праздничный) по воротнику и где застегиваются пуговицы — позументом серебряным, золотым, или у бедных простым цветным шнурком.

4) «Бишмит» (бешмет) — род казакина, красивая одежда, сшитая всегда в талию, со множеством сборок («шаглур») у пояса, длина его только
несколько ниже колен. Воротник у бешмета маленький, стоячий, так что из-за него виден обшитый кантом воротник жилета и широкий отложной
ворот «килика», на груди бешмет застегивается только у талии на крючки или пуговицы, от пояса
вверх края бешмета образуют треугольную вырезку, через которую выставляются позументы жилета. Впрочем, и бешмет у щеголей обшивается на груди и на полах позументами. Но особенно оригинальны рукава бешмета: они вшиваются на плечах оборками или буфами («шаглур») и здесь довольно широки, к кисти же постоянно суживаются; длина их далено больше руки, поэтому их искусно собирают при надевании в красивые сборы или буффы. Богатый бешмет иногда мелко простегивается и тогда уже называется «шаглӑсын бишмит». Полы и подол подбиваются подкладкой («кебё») из яркой материи. Бешмет и камзал составляют обыкновенно летний костюмъ взрослого
мужчины; старики не носят бешмета, а заменяют его

5) «лабшик’омъ» (халатом) — широкою и очень длинною одеждою без талии; она не застегивается, а просто запахивается на груди, причем одна пола заходит за другую. «Лабшик», как верхнюю одежду, сверх бешмета надевают и не старики, особенно в осеннюю или весеннюю ненастную погоду.

От холода мужчины надевают еще:
6) «ўчи» (теплый бешмет) на мерлушках или лисах, покрытый сукном или даже драпом (конечно, у богатых), или же его заменяет
7) «юрмгэ» (армяк) из верблюжьего сукна, сшитый в виде халата или же бешмета. В стужу кроме того надеваются мужчинами шубы из овчин; шьются они по покрою «лабшик’а» или бешмета и имеют четыре названия:
8) «бишмид-дебель» шуба нагольная, короткая, на покрой бешмета
9) «цуба-дебель», длинная шуба, нагольная
10) «лабшик-дебель» — это тоже «цуба-дебель», но только крытая, и
11) «даха» изъ шкур выкидышей лошадей, сшитых шерстью вверх (у богатых калмыков).

На шее мужчины летом носят — хотя и не всегда — платки, а зимою нашейники — «өргебчи» из лисьего хвоста или из другого мха. Можно
еще изредка встретить зимою, что уши и подбородок подвязываются меховой повязкой «чибчиге».

Преобладающий цвет будничной одежды калмыков мужчин синий; в праздничной же у простонародья преобладают яркие цвета: зеленый, голубой (но не красный и не желтый — цвет духовенства и женщин) и пестрый, даже с цветами; у зайсангов (дворян) праздничная одежда серая или чаще черная шерстяная, или белая шелковая, хотя изредка встречаются и яркие цвета.

Из книги И.Житецкого «Очерки быта астраханских калмыков»