«НОСТАЛЬГИЯ ПО ОЙРАТСКОЙ ОТЧИЗНЕ». ВЕРСИЯ РУССКОГО УЧЕНОГО С.А. КОЗИНА

В прошлых публикациях мы рассказывали о выдающемся ученом-монголоведе, эпосоведе С.А. Козине, о его вкладе в изучение эпоса Гесер и теории «ойратских» корней Гесериады. Если вам интересно, то в предыдущих публикациях можете почитать об этом замечательном ученом.  Советский монголовед известен тем, что изучал эпосы по оригинальным источникам, привлекая достаточно обширный список исследований на разных языках.

Что вызывает интерес в работах С.А. Козина так это анализ исторических событий, которые могли бы повлиять на ход развития эпического мира. В работе С.А. Козина по «Сокровенному сказанию монголов» ученый приводит интересную версию происхождения эпоса «Джангар» и возможные причины, повлиявшие на создание жемчужины калмыцкой культуры.

О времени появления «Джангариады» С.А. Козин выдвинул гипотезу, что эпическая поэма могла сложиться в тяжелые времена в истории ойратов: «Первые исследователи памятника (т.е. «Джангара»), основываясь на калмыцком народном предании, связывали возникновение поэмы с эпохой обратного ухода части поволжских калмыков в Джунгарию в 1771 году». Дополняя свою теорию происхождения эпоса, исследователь отметил, что в эту эпоху в ходе тотального геноцида 1755-1758 годов прекратило существование последнее монгольское государство – Джунгарское ханство.

Каким государством была Джунгария?

«В счастливую пору владения Джунгарского ханства простирались так далеко, что объехать их можно было лишь за полгода. Под властью Галдана Бошокту хана находились некоторые земли Дешт-и-Кипчака и Ирана, а также Бадахшана, Ташкент, Курам и Пскент. В его дворце теснились пскентские ханы, представители ташкентской знати и бадахшанские шахи. Одним словом, здесь решались дела страны, здесь была колыбель справедливости, средоточие законов и центр многих дорог. Ударом своего победоносного меча он отобрал из рук Чагатаитдов Кашгар, Яркенд и вилайет Турфан, известный ныне под названием Кухна» — уйгурский историк Зайн ад-Дин Мухаммад-Амин Садр Кашгари.

Как раз-таки именно в Джангариаде заложен идеал счастливого государства и общества, описаны в ярких красках образы ханских ставок. «Вся совокупность эпических персонажей, ханы, нойоны, старшие и младшие богатыри ханской дружины, конюхи, дворецкие, придворные певцы, ткачи, вышивальщицы, шумные поселки «челяди» представляет живой сколок феодального быта эпохи расцвета Джунгарии» — пишет С.А. Козин. По мнению монголоведа память о сильном государстве ойрат-монголов вполне могла лечь в основу эпического мира страны Бумба уже в пределах Калмыцкого ханства.

Эта версия кажется вполне убедительной так как несколько десятков тысяч ойратов пробилось на Волгу и спаслось от тотального истребления. Именно в это время собственно в Калмыцком ханстве появляются мысли о возвращении в пределы древней отчизны. Эти настроения были вызваны политическим кризисом в Калмыцком ханстве, ростом ограничительных мер царской власти и вполне возможно волна джунгарских ойратов могла оживить идеи Джунгарии в умах соплеменников.

Работу С.А. Козина «Сокровенное сказание монголов» вы можете скачать или почитать в электронной библиотеке сайта ЦРКЯ в разделе «Фольклор»

А. Карманов