СУБПРОДУКТЫ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАЛМЫКОВ — 4.

В калмыцкой традиции, привозимый родными жениха зөрм выставлялся вместе с ритуальным мясом для родных невесты – «попробовать и благословить» амсад йөрәх, что указывает на коллективную трапезу, совместное причащение. Для этого зөрм укладывали поверх крестца. В настоящее время зөрм чаще всего кладут на алтаре совместно с головой барана сразу по приезду к родителям невесты, где он и остается.

Здесь необходимо уточнить, что голову животного, обернутую внутренним жиром (и зөрм, если привезли), лопатку, три или четыре нижних ребра, большую берцовую кость кладут в качестве подношения божествам первинками дееҗ. В современной свадебной обрядности подношения-первинки дееҗ определенными частями обрядового животного имеют варианты, кроме головы, которая кладется только на алтарь.

Вернемся к описанию зөрм. Его подавали, положив в крестец ууц (крестец укладывают «в форме люльки»). Сторона невесты, произнеся благопожелание мясу и молодым, пробовала по небольшому кусочку от всех частей, затем выставляла со своей стороны грудинку өвцүн – ею как бы «накрывали» лежавший в крестце зөрм. Грудинку пробовала сторона жениха и произносила свое благопожелание.

После проведения обрядовых действий, по одним данным, крестец, грудинку и вложенный в них зөрм увозили на сторону жениха, по другим – оставляли, чтобы родные невесты смогли поесть все вместе по небольшому кусочку. В настоящее время именно такой набор (крестец+вложенный в него зөрм+грудинка) считается, утраченным в обрядовой практике. Остаются только редкие случаи его доставления для подношения божествам дееҗ.

Учитывая, что в калмыцкой традиции крестец животного связан с маскулинностью (мужская физическая сила; в анатомическом коде место локализации мужской потенции; глава семьи; опора), а грудинка – с феминностью (грудинка по форме похожа на колыбель; ручая ее на свадьбе, желают многодетности; грудинка связывается с материнством; эту часть туши вручают повитухе при рождении девочки), можно сделать вывод, что символически воспроизводится «моделирование зародыша» через знаковые части внутренностей животного, связанных с понятием витальности (наделением душой).

В свадебной обрядности этот обряд был полисемантичен: крестец, выставляемый стороной жениха ― выступал символом самого жениха, грудинка ― символом невесты, выдаваемой замуж; кусочки внутренних органов, связанные и с понятиями витальности, и с самими органами, буквально (воссоздание жизненно важных внутренних органов живого существа) насажены на выстроганную белую палочку, семантика которой коррелируется с мировой осью,

Мировым древом, древом жизни, посохом Белого старца, ритуальным столбиком, шестом с цветными флагами и молитвами, палкой, выставлявшейся калмыками в прошлом в дверях кибитки как указатель происходящих в ней родов и т.д.; через совместное угощение обеих сторон знаковыми частями животного происходило единение двух разных родовых коллективов, соединение двух его представителей на сакральном уровне для продолжения родов в новом члене (своеобразный «запуск механизма» передачи генетического кода).

По материалам Т.И. Шараевой