ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЗАЯ ПАНДИТА?

Прискорбно, что личность Зая пандиты для калмыцких школьников, студентов и всех тех, кому небезразлична история и культура ойратского народа с каждым годом становится так сказать «сказочно легендарной».
Более прискорбно то, что мы практически не воспринимаем выдающегося ойратского просветителя как реально существовавшую личность.

Выучившись в Тибете и вернувшись в родные ойратские кочевья прославленным буддийским учителем, Намкай Гьяцо принимает титул Дзая пандита – тибетизированную форму санскритского титула Джая пандита (пандита Победоносный подобно будде.). Под этим именем он и вошел в историю ойратов и Центральной Азии в целом. Первый переводчик биографии Зая пандиты профессор Алексей Попов в своей книге «Грамматика калмыцкого языка», в 1847 году переводил это имя как Дзая пандита. Все последующие востоковеды, А.М. Позднеев, В.Л. Котвич, К.Ф. Голстунский, в своих переводах также использовали эту форму. Советские востоковеды основную информацию об ойратском просветителе черпали из монгольских и отечественных дореволюционных источников. В монгольской кириллице пишется Зая пандита, но читается Дзая, что, возможно учтено не было. Так победоносный Джая пандита превратился в человека по имени Зая, зая(ц),зайчик-бандит.

Термин пандита возник в результате сращения двух санскритских слов «pañça» и «īta». «Панча» обозначает «пять» и соответствует пяти большим и пяти малым наукам в древнеиндийской культуре. «Ита» значит «переправа на противоположный берег». Пандита – это тот человек, который в совершенстве изучил пять больших и малых наук, и достиг предела знаний. В монгольском языке нет слов начинающихся на «Па». И потому санскритский титул пандита был монголизирован как «бандида» или «бандид».

А сказочно-мифический образ ойратского просветителя, как нам кажется, связан с замечательной картиной Г.О. Рокчинского «Зая пандита».
Кроме того, скудость информации о Зая пандите, гонения на Ясное письмо и религию со стороны Советской власти, упрощенное изложение его биографии отечественными учеными шестидесятых-семидесятых годов окрасили личность ойратского просветителя в мифические тона.

Подытожим. Зая пандита – Джая пандита – это Победоносный пандита, а не какой не зайчик и не заян. А о деятельности ойратского просветителя как переводчика, миротворца, политика, религиозного деятеля, создателя ойратской письменности, видного буддийского иерарха Тибета, Джунгарии и Монголии, религиозного деятеля центрально-азиатского масштаба, мы уже писали и обязательно напишем еще.

Э. Бадмаев
Г. Корнеев.