«ДЖАНГАР» ПЕРВОГО ДЖАНГАРЧИ. МАГТАЛ-ВОСХВАЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ БУМБЫ – 4

Шакьян тоота нәәмн түмн хувргнь/ 84 000 монахов с Шакья (Шакьямуни)

Шатр болгсн бумблвадан/ В бумбулве, подобной шахматной фигуре,

Шаңхлһан хәләҗ,/ Глядя в затылок друг другу

Шар улань йилһрҗ/ Различаясь на красных и желтых

Увр-увр гилднә./ Читают (ном).

В бумбулве 84 000 монахов, сидя рядами, друг за другом читают священные тексты ради блага своей страны – Северной Бумбы. Почему мы говорим именно о 84 000 монахов, ведь упоминания об этом нет в тексте? В тексте говорится «Шакьян тоота нәәмн түмн хуврг», Знающие калмыцкий язык люди сразу поймут, что «нәәмн түмн» — 80 000 монахов, а не восемьдесят четыре тысячи. Откуда еще 4000 участников этого молебна? Все дело в том, что Будда Шакьямуни (Шакья) дал 84 000 учений, призванных устранить 84 000 загрязнения сознания. Наши предки прекрасно знали об этом, но обычно упоминали 80 000 основных наставлений (нәәмн түмн), не упоминая 4000 частных случаев. Вот откуда это число монахов! Из этих строк пытливый читатель может понять, что каждый монах Северной Бумбы превосходно овладел одним из 84 000 учений, и все они являются носителями подлинного и полного учения Будды.

Интересна строка «Шар улань йилһрҗ/ Различаясь на красных и желтых». В ней говорится о разделении тибетских буддийских школ на красношапочные школы (Ньингма, Кагью, Сакья) и желтошапочную школу (Гелугпа). Мы, ойраты, принадлежим к школе желтых шапок, на калмыцком называемых Шарин шаҗн, Шар махлатна шаҗн или Шар шаҗн.

Почему в калмыцком эпосе говорится о Тибете как о своей стране? Ведь Тибет находится в тысячах километрах от Волги. В Тибете, у озера Кукунор некогда находилось Хошутское Ханство, на Алтае – Джунгарское Ханство, на Волге – Торгоутское Ханство. Все это пространство мыслилось сказителями как единое культурное и духовное пространство. Более того, само слово «Тибет» — монгольское слово «Төвд» (рус. центр)! Академик С.А. Козин в своей работе об эпосе «Джангар» назвал ойратов «Четырех-единый ойратский союз». Думается, также широко, как и С.А. Козин, мыслил первый джангарчи – Төрбайр.

Ом сән амһулң болтха!

Очир ТЕРБАТАЕВ