ДЖУНГАРСКИЙ ХАН – ПЕРЕРОЖДЕНИЕ БУДДИЙСКОГО МОНАХА

Имя легендарного джунгарского хана Галдана Бошогту сегодня известно многим. Бесстрашный полководец и жестокий завоеватель, хитрый и тонкий политик, проводник многих новшеств в жизнь кочевников-ойратов. Кем он был? Жизнь этого человека до сих пор овеяна множеством удивительных тайн. О том, что стало известно в последнее время благодаря находкам старинных ойратских рукописей, сегодня мы поделимся с читателями.

Масштаб личности Галдана Бошогту хана в центральноазиатской политике невозможно осознать без понимания раннего периода его жизни, периода, связанного с монашеством в Тибете. Эпизод, который мы опишем, начинается с личности Гьялвы Энсапы (ойраты на свой лад звали этого выдающегося буддийского учителя Инза хутугта или Инзан хутугта).

Кто же такой Гьялва Энсапа? Это выдающийся учитель тибетского буддизма, великий мастер школы Кадампа. Как пишут тибетские хронисты, первое перерождение Энсапы был великим отшельником, прожившим большую часть жизни в пещере, единственным практиком, который держал традицию Миларепы в Тибете того времени. Прозвище Энсапа означает «отшельник».

Перерожденца первого Гьялвы Энсапы, Гьялву Энсапу III Великий Далай-лама V назначил своим представителем в Джунгарском ханстве. Этот лама ездил по ойратским кочевьям распространяя учение будды, врачуя страждущих и выступая арбитром между враждующими джунгарскими нойонами. Ойратский мир того времени был огромен.

Ойраты, кочевавшие между Уралом и Волгой, в те времена слышали слово «калмык» лишь от иноземцев, и идентифицировали себя как неотрывную часть великого Джунгарского ханства. И они также были под духовным покровительством Инза хутугты – Гьялвы Энсапы. Осуществляя религиозную миссию, Инза хутугта в 1636-1637 гг. посетил предков современных калмыков.

Возвращаясь с Урала со множеством даров, Инза хутугта по пути заехал в Джунгарию, где оставался некоторое время. Он дал огромное количество различных буддийских наставлений для джунгаров, осуществил многочисленные тантрические посвящения. Будучи другом Зая пандиты, Гьялва Энсапа встретился и с великим ойратским ламой.

Однако время шло, и вскоре Энсапа собрался на родину, в Тибет. Когда караван, груженный множеством подарков для Далай-ламы был уже готов в путь, и сам Инза хутугта уже вскочил в седло, жена ойратского хана Эрдени Батура хунтайджи – Юм Агас подошла к нему, и взявшись за стремя, сказала:

— Хутугта, я прошу вас подарить мне сына!
Нахмурившись, Энсапа ответил: — Я не для того покинул отчий дом и стал монахом, чтобы дать тебе желаемое!
Тогда Юм Агас улыбнулась, и попросила: — «Тогда переродись моим сыном»!
— Это я могу пообещать, — дивясь хитрости женщины, произнес лама.
Энсапе не удалось увидеть золотые крыши Джоканга.

По пути в Тибет, он заболел и умер, а вскоре Юм Агас понесла, и через положенное время, в 1644 году родила сына. По всем кочевьям разнеслась весть, что сам Гьялва Энсапа, следуя своему обещанию, родился у ойратской ханши. Когда мальчику исполнилось семь лет, Зая пандита Намкай Джамцо, зная кем является этот ребенок, отвез его в Тибет.

Этим мальчиком, вторым сыном хитрой Юм Агас и хана Эрдени Батура хунтайджи и был человек, который станет Галданом Бошогту. При его имени будет трепетать Центральная и Средяя Азия, Халха и циньский Китай. Он был перерождением великого буддийского учителя, и сам был велик.

Так, как он любил свою родину, кажется, сейчас не любит никто. Он недостижимый пример любви к своей Родине. Он и погиб за нее, за Джунгарию, за ту землю, в которой еще до его рождения Гьялва Энсапа обещал его матери стать ее сыном. Именно Галдану Бошогту хану принадлежат слова:

«Мини нутгин шораһас бурхн һуйсн чигн – бичә өг» — «Даже если будда попросит пыли с земли моей родины – не давай ему»!

Г. Корнеев,
А.Скайоукер