ТАЙНА ЭПОСА «ДЖАНГАР»: БЕЛЫЙ БОДХИСАТТВА – ЧАСТЬ 2.

В калмыцком героическом эпосе Джангар не такой уж и воинственный персонаж, да и не является сильнейшим воином своей страны (однако это не умаляет его боевых качеств). Однако его богатыри следуют за ним, так как понимают, что он идеальный правитель. В его стране никто не умирает, а умерших он воскрешает. В эпосе говорится так: «Эврә, күүнә угаг, цуһараһинь әмдрүләд авб» — И своих, и чужих, всех воскресил.

Это прямое указание на сострадательность хана. Еще есть такие слова о Джангаре: «Дорин долан орни зүүдн болгсн» — Стал сновиденьем для семи нижних миров (адов). В одной из буддийских легенд Авалокитешвара спускается в миры адов и спасает из них существ. И Джангар, как воплощение Авалокитешвары — сновиденье, мечта для существ адов. Джангар также способен подняться на небеса.

В главе о победе на Күрл-Эрднь ханом, Джангар отправляется на небеса, побеждает небесного хана Күрл-Эрднь и утверждает там мир. (Именно хан Джангар — источник вечной жизни жителей страны Северная Бумба). В этой же главе, после долгого отсутствия он возвращается на родину, где его жена, Шавдл хатн, уже стала седой старухой. Джангар самим своим присутствием в Бумбе утверждает победу над смертью.

Когда ханы других стран требуют от Джангара подчиниться, то в большинстве случаев, он соглашается, дабы избежать кровопролития. А кто не соглашается, так это Улан Хоңһр. Джангар горячо любит своих сподвижников, никогда не оставляет их в беде, особенно Улан Хонгора. О Джангаре еще говорится: «Үзсклңтә җиндманин хүвлһән» — Воплощение удивительного чинтамани.

Чинтамани — магический камень, исполняющий желания, он имеет свойство давать своему владельцу всё, что он ни пожелает. Бодхисаттва Авалокитешвара держит в руках как раз этот чинтамани. На большой государственной печати Далай-лам, кстати, написано: «воплощение чинтамани». А сами Далай-ламы, кстати, воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары, как и хан Джангар.

Очир ТЕРБАТАЕВ, Геннадий КОРНЕЕВ

Продолжение следует…