ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О «ТРИННАДЦАТИ» БУЗАВАХ

В предыдущих публикациях мы рассматривали этимологию названий субэтносов нашего народа, а также некоторых калмыцких родов. В этой публикации мы разберем этимологию той части калмыков, которая относительно недавно получила свое имя – это бузавы. Донские калмыки или бузавы делятся на 13 сотен (калм. зун) или станиц (калм. әәмг). Эти сотни изначально делились условно на четыре части: 5 дербетских станиц, 4 – торгутские, 2 – зюнгарские, 2 станицы чугуевских калмыков.

Дербетские станицы имели следующие названия: Көвүдә әәмг, Чонса әәмг, Бембднәхнә әәмг, Ик-Буурла әәмг, Баһ-Буурла әәмг. Название станицы «буурл» переводится как «седой» по отношению к человеку или «чалый», как масть лошади. «Чонс» — это название крупного древнемонгольского дербетского рода. В Калмыкии много родов с названием «көвүд» и как правило кевюдами называют те рода, которым не досталась княжеская власть по наследству, например, рода авһнр-көвүд, зөд-көвүд, көвүн-нойд. Из всех «дербетских» станиц исключение составляет в этом списке Бембдәхнә әәмг. Название данной станицы, по словам ее выходцев, произошло от имени калмыцкого князя Бембета, который осел в сальских степях и вошел в казачье сословие. Аффикс «хн» говорит о множественном числе и означает определенную группу лиц, в данном случае, этот аффикс объясняет принадлежность к одному человеку т.е. подданные князя Бембета.

По такому же принципу образовались «торгутские» станицы – Богшрһахна әәмг, Баһуда әәмг, Эрктнә әәмг, Гелңгәхнә әәмг. О семантике слова «эрктн» мы писали в предыдущих публикациях, а станица «Баһуд» произошла от этнической группы багутов. Название этого рода переводится как «малые». В Монголии багутами называют национальные меньшинства, а как они сформировались в Калмыкии, особенно на Дону предстоит нам еще узнать. Станица «Гелңгәхн» произошла от ветви торгутского рода керядов. Слово «Гелңгәхн» происходит от гелң, гелонг – монашеский сан. Монах этого сана обязан блюсти 253 обета. По такому же принципу образовалось название станицы «Богшрһахн». Однако, многие ученые солидарны с тем, что название станицы произошло от имени родного брата наместника Калмыцкого ханства Дондук-Омбо — Богшурги. Соответственно его подданные – стали называться богшрһахн.

Третья группа бузавов сформировалось из выходцев Джунгарского ханства, которые отказались подчиняться на прямую волжским ойрат-калмыцким правителям. Так зюнгары основали две станицы: собственно Зүнһара и Цевднәхнә әәмг. С названием станицы зюнгар уже понятно, а группа бузавов Цевднәхн получила название от именем своего тайши Цевдена. Более того, вплоть до наших дней династия этого тайши сохранилась и по сей день, в Калмыкии живут и здравствуют потомки джунгарского тайши.

Название других двух станиц, как и их происхождение, остается еще выяснить. Речь идет о станицах Балдра әәмг и Беләвин әәмг. На сегодняшний день известно, что они были основаны из групп крещенных калмыков, проживавших на Украине в городе Чугуеве. Эти калмыки поселились там еще в конце XVII века и только в начале 1800-ых годов соединились со своими соплеменниками на Дону. До наших дней дошли устные рассказы, что чугуевские калмыки, поселившись на Дону, вызвали большое удивление у других калмыков, так как многие из них имели ярковыраженные черты лица метисов, и более того, у многих чугуевцев жены были русскими и украинками, поэтому название их станицы получало название балдыр. К сожалению, этимология и название беляевской сотни еще неизвестно и предстоит узнать.

Нашу историю интересно изучать с разных ракурсов от военных событий вплоть до забытых блюд калмыцкой кухни, а история названий родов, в этом деле занимает важное место, так как она касается почти каждого человека. Поэтому периодически мы будем публиковать для вас интересные материалы связанные с вашими родами.