ДРЕВНИЙ ЗНАК РОДА — 2

Когда в конце XVI века в пределах России появились калмыки, наш традиционный быт и  устройство общества были теми же самыми, что и на исторической родине. В традициях и обычаях наших предков тамга была важным символом, отражавшим родовую структуру народа.

Каждый калмыцкий род имел свою тамгу, родовое изображение. Оно выжигалось особой железной формой с длинной ручкой, которая раскалялась на огне, затем прикладывалась к лопатке или крупу лошади, а у коров — к рогу.

Животных, имеющих такую метку, было легко найти в случае потери или кражи. Некоторые рода у калмыков могли слегка изменять форму тамги, если в силу обстоятельств оказывались разделенными между разными владельцами.

О тамгах калмыков исследователи писали еще в дореволюционной России. Известны упоминания о них в работах П.И. Небольсина и К.К. Костенкова, деловых документах управления инородцами Астраханской губернии. О том, как таврили свой скот калмыки, сведений сохранилось очень мало.

Однако древние традиции этого ритуала живы у наших братьев — ойратов Западной Монголии и Синьцзяна. Вот как это происходит у них. Ойраты таврят своих лошадей только в 17-й лунный день среднего осеннего месяца или в 3-й день последнего месяца осени. Вместе с тем, подаренных или взятых в качестве трофеев лошадей можно таврить в любое время.

Старики рассказывают, что ставить первое клеймо на коней молодого табуна у ойратов имеет право только его хозяин, либо человек с легкой рукой, уважаемый людьми или почтенный по возрасту. Это особая форма древнего благопожелания, смысл которой заключается в том, чтобы благосостояние рода, «кишг», пребывало со скотом много лет.

К самой железной форме для таврения ойраты также испытывают глубокое почтение. Так, формой нельзя прикасаться к земле, класть ее в воду или подвешивать тамгой по направлению к земле. Считается, что родовая энергия (күчн) загрязнится от таких действий. Нельзя также наступать на форму, переступать ее, бить ею что-то или размахивать, подавая какие-то знаки.

Старинные, передающиеся из поколения к поколению по наследству формы категорически запрещается продавать или покупать. Тамга вмещает в себя счастье и благосостояние рода, продать его — значит осознанно лишиться родовой силы. Перед использованием форму обмакивают в молоко, благословляя, затем раскаляют докрасна на костре, и только потом используют.

Когда таврение закончено, чтобы охладить раскаленный металл, ее снова окунают в молоко или айран, а потом ставят на специальную подставку изображением к небу. Это делается для того, чтобы божества и духи предков видели, что род, владеющий тамгой, жив, здоров и просит благословения на удачу и благополучие.

По древней  монгольской традиции к металлической форме обязательно нужно привязывать шелковый хадак, который будет призывать удачу и процветание роду. Такая форма у всего рода, как правило, бывает одна, она всегда хранится в юрте у старейшины или уважаемого и почитаемого мужчины.

Существует особое предписание к ее хранению. Тщательно завернутую в белую или синюю ткань форму тамги подвязывают к верхним концам решетчатой стены юрты только с правой стороны от алтаря. Во время праздников или каких-то других мероприятий в ее сторону делают кропления молочным чаем или водкой, произносят благопожелания и обращают сокровенные молитвы.