БОЕВЫЕ КЛИЧИ (УРАНЫ) КАЛМЫКОВ. ЧАСТЬ 3.

Раз в год выборные от каждого рода подвластных приносили своему нойону подношение «дееджи» в виде вареных бараньих туш и лошадей, спиртного, сладостей. «Дееджи»  – это ритуал подношения первинок пиши, которые в традиционном быту предназначались божествам. То, что подвластные приносили «дееджи» своему нойону указывает на его сакральный статус как владельца. Как отмечала Т.Д. Скрынникова, «сакральность лидера… как выполняющая защитную функцию для ее обладателя, так и выступающая регулятором природы и социума в качестве мирового столба не только при жизни, но и после его смерти, имеет особое значение для социума». Это коррелируется с представлением калмыков о том, что правитель, владелец, кроме прочих функций, выполняет и медиативную – между родственным ему коллективом людей и сверхъестественными высшими силами. Это наиболее наглядно проявляется в календарной обрядности, которая отражает процесс приспособления человека к ритму жизни и природы, в традиционном мировоззрении и мировосприятии номада-кочевника.

При проведении различных календарных обрядов владелец прикасался правой рукой к подвластным, что приравнивалось к получению благословения от источника, наделенного особой жизненной силой. При этом молодому человеку он прикладывал руку на голову, т.к. потребность в жизненной силе, как считалось, у него была больше, а старшему по возрасту – ко лбу. На летнем празднике Урюс Сар подвластные должны были спросить у своих нойонов и зайсангов: «Үртә бәәнт?» (С потомством ли Вы?). По мнению исследователей, название праздника Урюс Сар этимологически связано со словом «үрн» («дети, потомство»). Кроме того, во время этого праздника в жилище владельцев устанавливалось молодое дерево. Символика дерева как места нахождения душ детей и объекта испрашивания благополучия и чадородия у представителей аристократических семей, связь их с происхождением архаична и характерна для традиционного мировоззрения тюрко-монгольских народов.

Продолжение следует….

Т.И. Шараева