ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОЛЖСКИХ ТОРГУТОВ И ХОШУТОВ

В прошлых публикациях мы рассказывали об этнографах, изучавших калмыцкую культуру. В этой заметке мы хотим рассказать о человека, работы до сих пор не перестают быть актуальными. Имя этого исследователя-этнографа – Павел Иванович Небольсин.
За годы деятельности ученый побывал во многих уголках Российской Империи и оставил немало трудов, описывающий разные народы. Однако, работая в Астраханской губернии, П.И. Небольсин написал отдельную книгу о волжских калмыках, хотя о местных ногайцах, татарах, казахах, туркменах, армянах и казаках он посвятил только главы в книге «Очерки волжского низовья» (там есть тоже статья о калмыках).

Замечательный труд русского этнографа «Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса» действительно завоевывает сердца многих калмыков, прочитавших ее. Даже я, автор статьи, будучи представителем другого калмыцкого субэтносам, с большим удовольствием читаю о наших земляках, проживавших на берегу Волги. Соответственно, эту книгу, в первую очередь, нужно прочитать всем нашим собратьям, чьи деды жили прежде у берегов Волги. О ком конкретно идет речь?

П.И. Небольсин назвал работу «Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса», и, на первый взгляд, человеку не знающему подробности, покажется, что речь идет о калмыках-хошутах, но это не так. Не углубляясь в подробности истории, надо сказать, что в этом улусе жили калмыки четырех субэтнических групп. Этнограф пишет, что в Хошеутовском улусе, несмотря на его название, большинство составляли торгуты, по численности вторыми идут хошуты, далее перечисляется группа так называемых «зюнгаров» — это урняхусы и теленгиты, и четвёртый, самый небольшой субэтнос – это хойты. Между прочим, хойтская династия Тюменей из рода Ик-Миңһн являлась владельцами этого улуса.

О том как появился этот улус, наверное, нужно писать отдельную статью, но в этой публикации мы вкратце рассмотрим из каких родов состояли четыре калмыцких субэтноса. Итак, торгутское большинство составляли рода эрктн, эрктн-меркд, цаатн, керәд. Хошуты составляли род цаһлахн, ик-хошуд и баһ-хошуд. П.И. Небольсин указывает, что в этом улусе кочевали рода телеңгүд и уряңхус и отметил их как «джунгарцы». Эти два рода прибыли из Джунгарского ханства, однако, по происхождению теленгиты были южносибирскими тюрками, а что касается урянхусов, то сложно сказать, были это тюркоязычные или монголоязычные урянхайцы. Теленгиты делились на две ветви – ик-телеңгүд и баһ-телеңгүд.

Четвертый ойратский субэтнос – это хойты, которые прибыли также из Джунгарии. Этот калмыцкий субэтнос считается одним из самых древних ойратских родов. Как на своей прежней Родине, элита из хойтского дома была одна из самых уважаемых в калмыцкой степи. Также население улуса составляли шабинеры – выходцы из разных родов, которых зайсанги отдавали служить в хурулы. Шабинеры делились на две ветви – «Чөөҗин шевнр» и «Хазла шевнр».

П.И. Небольсин подробно описал места кочевок и какие рода занимались животноводством, рыбной ловлей, добычей соли. Эта книга замечательна тем, что её автор, побывав почти во всех местах, где жили калмыки, подробно фиксировал тонкости быта, праздников, досуга, менталитета и блюд. Что касается еды, то автор пишет о необычной для современного калмыка растительной пище и сладких десертах. Возможно это региональный тип калмыцкой кухни, который характерен только для калмыков волжских улусов. Например, этнограф фиксирует леденцы под названием «бурм», которые делали из смеси пшеничной муки и меда.

Мне также понравился раздел подвижных игр калмыцкой приволжской молодежи. Раньше, оказывается, любили играть такие игры как «саах күргх», «цаһан модн», «күвцг хайх», «үрг занх», «бис оргх», «бултдҗ наадх», «орс тек», и т.д. Особенность игр заключалась в том, что некоторые забавы были сезонными, непример, «цаһан модн». Ее в основном играли в весеннее время, когда скот линял, (видимо это был козий пух). Или же были молодежные игры, которые играли только на свадьбу. Например, использовали для этой игры только овчину жертвенного барана на «һал тәәх». Бывали и еще такие игры который играл целый улус! Как правило масштабные забавы устраивались после окончания стрижки овец.

В целом, эта книга П.И. Небольсина — самое настоящее пособие не только для ученых, но и для нас, обычных жителей Калмыкии, которым небезразлично наследие предков. Даже в простых играх, как пишет П.И. Небольсин, выражаются самые тонкие черты народного быта. Эта работа действительна заслуживает большого внимания со стороны наших современников. Изучая её, понимаешь, что сам автор, описывая калмыков проникся большой симпатией к нашим предкам. Поэтому, если кому-то интересно, то вы можете ознакомиться с книгой П.И. Небольсина на сайте ЦРКЯ в подразделе «Этнография». Приятного чтения!

А. Карманов