ПРОБУЖДАЯ ДУХ ПРЕДКОВ.

Уже подходит к концу месяц мыши (калм. хулһн сар) по восточному календарю, и многие наши земляки проводят в этом месяце обряд «һал тәәлһн». Сотрудник ЦРКЯ, автор этой статьи, был приглашен в поселок Адык Черноземельского района в качестве гостя на проведение родового обряда среди калмыков-зюнгаров. Зюнгары с советских времен расселены совместно с калмыками-торгутами в поселках Яшкуль, Чилгир, Гашунский, на фермах Олинг, Зюнгар, Ниицян. Также в поселке Адык Черноземельского района, совместно с родом Ярһчн-Эрктн, (подрод — тәвнәхн әңг) проживают зюнгары из аймака Мухрахн, рода Тавкихн.

Начало обряда. Прибыли представители пяти фамилий зюнгаров рода тавкихн

3 ноября в солнечный день состоялся обряд «һал тәәлһн», где мужчины из пяти зюнгарских семей рода Тавкихн провели по традиции обряд на родовом ова. Ова (рус. «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре тюрко-монгольских народов Центральной Азии. В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Ова — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева ова — это духи предков или божества небесного происхождения.

Наиболее распространённый обряд поклонения — обрызгивание пространства вокруг ова молочной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. Принято обходить вокруг ова три раза в направлении по часовой стрелке. Проведение обряда «һал тәәлһн» осуществил Церен-багш, председатель Буддийского союза Калмыкии. Он прочитал такие молитвы на родном языке как «Һалын саң» «Иткл», «Бурхна тәкл», «Очирваанин ном», «Кишг дайлһн». Каждый священный текст он комментировал и объяснял их важность для зюнгарцев.

Кстати, по традиции, в проведении обряда «һал тәәлһн» участвуют только мужчины, которые были представлены в Адыке и маленькими мальчиками, и седыми стариками. Еще бы я выделил приятную деталь этого обряда в Адыке: все мужчины были одеты в национальную калмыцкую одежду и это имело определенный завораживающий эффект. Кстати, на кануне обряда Церен-багш вкратце рассказал зюнгарцам о важном историческом значении ношения «улан зала» на шапках всех калмыков.

После проведения обряда зюнгарцы собрали освященную еду и выпили горячий чай с борцоками, беседуя о былой старине, текущей жизни и важности понимания калмыцких традиций и обычаев для будущего нашего народа. Проведение таких обрядов очень важно не только для благополучия всего рода, но и в целом для калмыцкого народа. На свежем воздухе, в степи, под чтение молитв и горящего обрядового огня, в тех местах, где жили столетиями ваши предки, у людей, одетых в традиционные бешметы, пробуждается мотивация говорить на родном языке и быть носителем своей культуры.

Арван КАРМАНОВ