СУБПРОДУКТЫ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАЛМЫКОВ — 6.

Если печень отвечает за работу кровеносной системы, то за дыхание отвечают легкие оошк. В калмыцком языке термин «ки» обозначает дыхание. По представлениям калмыков, жизненная субстанция кишг, даруемая Заячи, связана с образованием зародыша живого существа, который в процессе развития преобразуется в эмбрион уург, наделенный тремя свойствами: әмн (душа-дыхание), сүмсн (душа-сознание) и бий (тело).

Вероятно, слово кишг является производным от слова ки в значении «дыхание». Основа ки входит в некоторые слова, которые относятся к единому комплексу: ки (дыхание) — кишг (благодать, счастье), киитә (с дыханием), килһсн (волос), киисн (пуповина, середина, центр чего-либо), киисх – падать, слететь, свалиться. Калмыки говорят о близких отношениях: «киисән нег утхар керчулсн мет» (букв. словно их пуповину перерезали одним ножом) – будто связаны одной нитью. Сердце считается средоточием чувств и переживаний, вместилищем энергии и разума. Калмыки говорят «зүркән өгх» (букв. отдать сердце), «зүркнд тусх» (букв. в сердце попало), обозначая влюбленное состояние человека. Распределяя пищу на трапезе, сердце давали есть девочкам как будущим женам и матерям.

От сердца, как считалось, зависит, какой по характеру человек – эмоциональный, добрый, активный халун зүрктә (букв. с горячим сердцем) или жестокий и бесчувственный киитн зүрктә (букв. с холодным сердцем), о переживаниях о ком-либо говорят зүркм өвчәнә (букв. сердце болит). Вместилищем всех эмоций является грудь, зона грудной клетки чееҗ. Обобщая весь комплекс чувств, калмыки говорят «чееҗ өвчәнә» (букв. болит вся грудная клетка со всеми органами в ней) – душа болит.

Почки в живом организме связаны своей работой со всеми органами. Месторасположение почек связывает их с символикой маскулинности. Поэтому, вероятно, они играли такую большую роль, маркируя возрастные переходные изменения. Поедание почек мальчиками до достижения 15-летнего возраста и полный запрет  после наступления 15-летия — показатель возмужания, готовность вступить во взрослую жизнь.

Рубец имеет особую семантику, не до конца еще раскрытую исследователями. Можно предположить, что он играет большую роль в «сотворении»,  «варении», «созидании нового». Рубец в организме животного выполняет функцию «кухни», где все попавшее в организм переваривается, перемалывается, выбираются все жизненно важные ферменты, которые, поступают затем в организм и поддерживают его в здоровом состоянии. Все мясо туши барана и его внутренности полностью помещают мелко накрошенными в рубец при приготовлении блюда күр.

Считалось, что в рубце есть исцеляющая сила, поэтому слабых и болезненных детей сажали в рубец сразу после выемки внутренностей, предварительно очистив (а иногда и нет) от содержимого. Подобный способ лечения должен был придать жизненные силы ребенку, помочь ему восстановиться и окрепнуть. Еще один способ, практиковавшийся калмыками в прошлом, связан скорее с понятиями «рождение», «перерождение».

Так, калмыки ослабленных болезнью людей лечили бульоном из мяса, сваренного в рубце. Для этого в очищенный рубец укладывали мелко накрошенное мясо со всей туши и варили в воде на медленном огне длительное время. Герметичность рубца позволяла мясу вариться в собственном соку. В готовом рубце делали маленькие дырочки и выжимали его содержимое между двумя дощечками.

Приготовленный бульон набирался объемом всего около 300 мл. Такой народный способ лечения называется у калмыков «кү шахх» (букв. выдавить, сдавить силой человека). Продуцирующая сила прослеживается на примере того, что в зөрм, обернутый тонкими лентами из рубца, оставляли длинный конец как пожелание рождения первенца-мальчика в семье молодых.

По материалам Шараевой Т.И.