ХОШОУТЫ — ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ

В средние века, во времена расцвета ойратского союза одним из самых могущественных западномонгольских племен были хошоуты. Хошоутские нойоны, потомки Хабуту-Хасара (калм. Хавт Хаср — Ловкий Волкодав), имели огромное влияние на всеойратском сейме, который именовался «чуулган». Как повествуют древние сказания, глава ойратского союза Байбагас-тайша, сидя в походном дворце о пятнадцати решетках терме и распялив пальцы молвит: «Кто на всем свете пока еще цел, чтобы со мною равняться посмел?»(Ойратская историческая песнь о поражении ойратами халхаского Убаши-хунтайджи).

Как уже было сказано выше хошоутские нойоны ведут свое происхождение от Хабуту-Хасара, он же Джочи-Хасар, один из братьев Чингис-хана. Этноним «хошоут»(хошоуд, хошууд, хошуд, хошут, хошеут) происходит от слова «хошун» — авангард. Предки хошоутов входили в хошун (авангард) монгольского войска, т.е. шли впереди. Воин, идущий в передовом отряде, должен без страха и колебаний смотреть в лицо смерти, так как вместе с соратниками принимает на себя самый сильный удар противника. Поэтому, для службы в хошуне отбирались только самые смелые и отважные, сильные духом люди.

После того как стал рушиться «Ики Монгол Улус», а войска Великого Хана распались, хошоуты, не теряя единства и сохраняя верность роду борджигин, под высокою рукою потомков Хабуту-Хасара образовали собственный улус.

В конце 14-го века хошоуты, возглавляемые братьями Арак-Темуром и Ерек-Темуром, изьявили покорность ойратскому Тогон-тайши и, войдя в состав ойратов, приняли активное участие в его судьбе. Первым из хошоутов, возглавивших ойратский чуулган, стал Бубей-мирза (Бубей-чинсан). Через много лет его внук, сын Хан-Нойон-Хонгора, Байбагас-тайша стал заведывать «делами государства и религии» ойратов. Так, в 1615 году, по его инициативе все ойратские нойоны приняли решение посвятить в буддийские монахи по одному из своих сыновей.
Байбагас отдал в монахи пасынка по имени Шара-Хаваг (Шар-Хавг).

Шара-Хаваг и Байбагас были близкими родственниками. Отца Шара-Хавага звали Баавахан, а дед его, Кюнкю-Заячи, был великим провидцем. В возрасте 17 лет отправившись на учебу в Страну Снегов, Шара-Хаваг, проявив немалое рвение к учебе и показав глубокий ум, достиг больших высот в духовных практиках и различных науках. За время учебы он получил почетное духовное звание Рабджамба. В монгольском мире он прославился как Намкай Джамцо Зая-Пандита, создав ойрат-монгольское письмо Тодо Бичиг.

Еще одним из выдающихся лидеров ойратского народа был сын Байбагаса Очирту, получивший от Далай-Ламы титул цецен-хана. Также прославился и сын Очирту-Цецен-хана, внук Байбагаса, непобедимый богатырь Галдама. Самые отважные воины и дети великих ханов и нойонов считали за честь служить в его отряде. Он был любим народом и был увековечен в многочисленных сказаниях, песнях, легендах.

С историей хошоутов связана и история Тибета. С 1637 по 1641 года совместные силы всех ойратских племен вторглись в Тибет, поддержав тем самым школу Гелуг и Далай-Ламу. Священные земли решено было оставить хошоутам, предводительствуемым нойоном Туру-байху. Став правителем Страны Снегов, Туру-Байху получил от Далай-Ламы титул Гуши Номин хан (Царь Дхармы). В течение нескольких лет на новые территории перекочевала основная масса хошудов. Так началась история Хошоутского (Кукунорского) ханства.

За чуть более полувека существования ханства кукунорские хошоуды активно учавствовали во внутриполитической жизни как ойратов, так и Тибета. В 1705 году хошоутский Лхавсан-хан разгромил тибетские войска, а в 1714 году хошоуты начали войну с Бутаном.

На Волге хошоуты появились в результате захвата торгоутским Аюши-тайши (будущим калмыцким ханом) улуса Аблай-тайши в 1657 году (сам Аблай погиб во время сражения).

В 60-е годы 17-го века на территории торгоутского ханства появляются новые группы хошоутов. Среди них улус Кундулен-Убаши (калм. Көндлң-Увш), составлявший 3000 кибиток. В 1771 году, следуя за Убаши-ханом, хошоутский улус вернулся в Джунгарию.

Хошоутский нойон Замьян, оставшийся всего с несколькими десятками кибиток, получил тысячу кибиток, тех, кто не успел переправиться для откочевки в Джунгарию. Таким образом, у Замьяна в Хошоутовском улусе находились в подчинении, кроме незначительного количества хошоудов, торгоуты, дербеты, хойты, хахачины, теленгуты и другие более мелкие племена и рода.

Во время Отечественной войны 1812-го года владелец Хошоутовского улуса нойон Серебджаб Тюмень, командуя Вторым Астраханским калмыцким полком, проявив доблесть и талант военначальника, был удостоен многих наград, в том числе ордена святого Георгия. В память о победе над Наполеоном Серебджаб и его брат Баатур-Убаши, автор «Сказания о Дербен Ойратах» возвели знаменитый Хошоутовский хурул.

В свое время, гостя у Серебджаб Тюменя, хурул посещали многие известные люди, среди которых был и Александр Дюма, поразившийся образованностью и богатством нойона и красотою возведенного им хурула. Нойоны Тюмени по происхождению были хойтами, а точнее потомками нойона Деджита, после разгрома Джунгарского ханства маньчжуро-китайцами приведшего свой улус на Волгу. Сын Деджита Тюмень-Джиргалан был усыновлен Замьяном, таким образом хойтские нойоны Тюмени стали правителями хошоутовского улуса.

В наше время хошоуты проживают в некоторых областях (напр. Баян-гол) Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, провинциях Ганьсу и Цинхай (Кукунор), небольшие группы в западной Монголии и Калмыкии (пос. Сарпа Кетченеровского района, частично Юстинский и Октябрьский районы)

Санал МАНДЖИЕВ
(архив)