ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН

         Тема оберегов для человечества была и остается актуальной во все времена. Даже сегодня, будучи людьми ХХI века, мы продолжаем верить в магические силы самых разных талисманов, сохраняющих нашу жизнь и благополучие. И не факт, что эта вера безосновательна, ведь наши предки выживали в самых невероятных условиях, в том числе, возможно, благодаря своим оберегам.

Геннадий КОРНЕЕВ, исследователь

         Жизнь калмыков-кочевников была полна самых разных опасностей, связанных с болезнями и голодом, военными походами и суровыми условиями существования. Амулеты и обереги были призваны защитить человека, сохранить ему здоровье и жизнь, а потому начинали сопровождать калмыцких детей с самого момента рождения. Так, например, в старину калмыки сохраняли пуповину ребенка. После того, как малыш родился, а пуповина отпала, ее высушивали, заворачивали  в белую ткань и хранили как оберег, хранящий жизненную силу. Также поступали и с первородными волосами ребенка: в год их остригали и хранили в сундуке вместе с пуповиной.

         Когда рождался мальчик, наши предки варили заднюю ножку барана, от которой отделяли большеберцовую кость (шаһа чимгн) и, освободив ее от мяса, прятали в сундук. Эта кость теперь принадлежит малышу и является его оберегом от злых духов до тех самых пор, пока не потеряется в перекочевках. Особые оберегающие подарки делали новорожденному и родственники. Они дарили серебряные монеты и раковины каури, которые по-калмыцки называются «моһан толһа» — змеиная головка. Когда ребенок подрастал, из подаренных монет ему делали амулеты, которые надевали на шею или руки, а раковины вплетали в волосы. Считалось, что раковины отпугивают злых духов так же, как змеи отпугивают от себя других существ.

         Когда дети подрастали и начинали ходить, к задней части их одежды пришивали когти хищных птиц и запястные кости зайца. Считалось, что эти амулеты помогают избежать различных несчастий и смерти. Кроме того, наши предки не шили своим детям одежду из шкурок хищных животных, таких как хорек и лисица, а также из шкурок молодняка скота. Лиса и хорек, почитались как животные, связанные с миром мертвых, их боялись и избегали, а одежда из шкур и меха молодняка, такого же юного, как ребенок, могла навлечь несчастья, считали калмыки.

         Отдельно хочется рассказать об оберегах, которые носили слабые здоровьем дети. Так, если малыш был подвержен сглазу и наветам (хар келн), то его приводили к знающему – медлгч, который проводил особый обряд, читал молитвы, а по завершении втыкал несколько швейных игл в заранее принесенный родителями бараний язык. Позже этот язык вместе с иглами высушивался и хранился под подушкой у малыша или в кармашке его праздничной одежды.

         Другой амулет сегодня может вызвать панику у просвещенных современных родителей. Если ребенок был болезненным, то медлгч срезал два кончика крупных перьев из крыльев больших птиц (таких, например, как орел, гусь, дрофа), капал в одно из них небольшое количество ртути (!) и закрывал второй частью, как футляр термометра. Затем такой амулет крепко перевязывался нитками и надевался на шею ребенку. С ним малыш ходил до тех пор, пока здоровье не поправлялось. Калмыки считали, что ртуть – мөңгн усн (серебряная вода) отпугивает шулмусов, насылающих на ребенка болезни. Конечно, ртуть в малых количествах обеззараживала, но представьте последствия, если бы ее капали много?!

         Совсем другими были буддийские амулеты. Они также сопровождали ребенка с самых первых дней его жизни, но несли более широкие функции. Чтобы спасти малыша от нечистой силы, через несколько дней после его рождения родственники шли к монаху-астрологу, который изготавливал амулет «бу». Это была бумажка или ткань, на которой писались буддийские мантры и заклинания, соответствующие стихии и времени рождения ребенка. «Бу» особым образом складывался и зашивался в ткань. Его надевали на шею малыша, однако если он был совсем младенец, вскоре снимали и повязывали к колыбели или одежде. Когда ребенок подрастет, он будет надевать свой оберег сам.

Продолжение следует…