КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

В учении Будды говорится, что все живые существа во всех мирах Вселенной непременно встречаются с такими состояниями, как старение, болезни и смерть. И если старение и смерть явления неизбежные, то от болезней все народы мира находили множество средств избавления. Не были исключением и калмыки.
Геннадий КОРНЕЕВ, исследователь

До появления европейской медицины в калмыцких степях наши предки лечились от болезней самыми разными способами. Все медицинские знания калмыков можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — это древние, добуддийские методы лечения. Ими занимались люди, которых калмыки называли «медлгчи» — «знающие». Традиционное лечение калмыков было связано с изготовлением различных снадобий, таких, например, как кимр — молоко, вскипяченное с водой, или ширгәмр — вода, вскипяченная с водкой. Кроме того, в народных средствах лечения широко использовались ритуалы и обряды, призванные устранить вредоносное влияние злобных духов, вызывающих болезни. К таким обрядам можно отнести «хорһлҗ цутхлһн» — обряд выливания свинца или «әмнә дольг» — обряд выкупа жизни. Многие старики-калмыки и сейчас знают, как помочь людям с помощью этих древних средств исцеления.

До революции у ойратов и калмыков существовал уникальный медицинский текст «Көк хуцын домнлһ» — «Лечебник синего барана». В нем описывались традиционные ойратские методы лечения различных болезней. В настоящее время известно не более трех рукописей этого ценнейшего текста, и хранятся они в Монголии и Китае. Вот такие советы, например, описываются в этой книге: «Если мучает чесотка, смешайте белый дикий лук с простоквашей и через некоторое время намажьте этим снадобьем тело. Если на теле появляются язвы, то к ним нужно приложить несколько раздавленных рыжих собачьих блох… Если на лице появляется много родинок, веснушек или пигментных пятен, то желчный пузырь синего барана трижды свари в двух чашках молочной водки и этим отваром каждую ночь мажь лицо. Любые пятна точно пройдут»… К сожалению, такие методы лечения уже практически забылись у калмыков.

Вторая группа медицинских знаний пришла к нашим предкам вместе с буддизмом из Тибета. Средства лечения тибетской медицины у калмыков были представлены сложносоставными травяными пилюлями и порошками, иглоукалыванием, прижиганием, буддийскими обрядами, а некоторые искусные врачи могли даже делать операции! Старики вспоминают, что калмыцкие гелюнги-врачеватели давали им порошки (талх эм) и пилюли (ирл). Иногда, в соответствии с диагнозом, эмчи могли приготовить сайг — особые бумажечки с записанными на них мантрами, которые полагалось съесть. Некоторые хирургические инструменты калмыцких врачевателей и сейчас хранятся в Национальном музее Калмыкиикии. Большой опыт калмыцкие лекари имели и в костоправстве. Один старый бывший гелюнг в 60-е годы прошлого века рассказывал о том, как их учили в хуруле собирать поломанные кости. Сначала учитель раздавал молодым монахам переломленные ножки цыплят, съеденных за обедом, и просил правильно собрать кости. Когда ученики начинали без затруднений собирать такие кости, они постепенно переходили к костям более крупных животных. И только получив навык правильно собирать любые переломы, костоправы допускались к людям.

Продолжение следует…