СУДЬБЫ КАЛМЫЦКИХ МОНАХОВ ПРОШЕДШИХ СУРОВУЮ ШКОЛУ ЖИЗНИ

28 декабря 1943 года — трагическая дата для калмыцкого народа. Калмыки были высланы из мест постоянного проживания, Калмыцкая АССР ликвидирована. К этому времени Калмыкия, согласно официальным отчетам, была объявлена полностью атеистической. Хурулы уничтожены, священнослужители расстреляны, осуждены либо принуждены к снятию духовного сана. Религия объявлена «пособницей империализма» и рассматривается как внутренний враг.


Книги на «тодо бичик» — письменности калмыков, на которой написаны все священные буддийские тексты стали запрещенными. Бойкие борцы за новый мир уничтожали их, старики помнят, как ветер носил по степи страницы разорванных книг. Но, несмотря ни на что калмыцкий народ выжил, сохранил свою культуру и традиции и веру. Буддизм, как система нравственных ценностей, поддерживал калмыков, оказывая огромное влияние на сохранение духовности и культуры.

Жизнь, быт каждого калмыка были пронизаны буддийским учением, неразрывно связанным с культурой. Еще свежи были в памяти народа действующие хурулы с сотнями монахов, почти в каждой семье был ребенок, которого определяли в хурул. В каждой семье по традиции просили благословение на рождение детей, родители предпочитали давать имя новорожденному только после согласования с гелюнгом. У монахи заказывали «бу» — амулет, чтобы ребенок выжил в тяжелых условиях, меньше болел, меньше страдал, чтобы его жизненный путь складывался как можно удачнее. «Бу» — защитный амулет представлял собой мантру божества-покровителя, которого определял монах по дате рождения согласно астрологии, ее зашивали в ткань определенного цвета. Считалось, что амулет имеет большее благословение, если зашивали его в кусочек ткани из одежды святого человека — гелюнга.

Встречались изображения божеств или статуэтки — «мирд-бурхн» в окладе, но они были очень редки. Коллекцию таких амулетов, которые сохранили в Сибири врачи после смерти пациентов — калмыков, хранит Национальный музей республики имени Н. Пальмова. Вместе с другими ритуальными предметами калмыков их передали врачи Еврейской Академии имени Майманида.
Калмыки продолжали тайно отмечать праздники Зул, Ур сар, Цаган сар, зажигали лампадки, молились, тщательно пряча оставшиеся в семьях реликвии. Даже в самые тяжелые, голодные времена совершали обряд — «дееҗ» — подношение божествам первой пиалы чая, первого кусочка хлеба и любой еды, с трудом добытые в ссылке.

К монахам обращались за ритуалами «продлить года», «обрезание черного языка», «поминание усопших», за лечением, «очищением» — «цер бәрх», просили освятить ритуальные предметы, тексты.
Известие о том, в каком месте находится выживший гелюнг, который, несмотря на запреты, может принять человека, быстро распространялась среди калмыков. Такие гелюнги становились спасением, ядром духовного сплочения. Своей добротой, стойкостью, силой духа, готовностью помочь людям буддийские монахи заслужили авторитет, уважение и почитание в народе.

В ссылке бывшие священнослужители осуществляли религиозную деятельность, обслуживали духовные потребности верующих, укрепляли их дух во время суровых испытаний. Бывшие священнослужители брали на себя бремя ответственности и заботу за всех страдающих и ищущих помощи, становясь «островками надежды и веры» для высланных калмыков. Получив хорошее образование в хурулах, гелюнги, делились своими знаниями, лечили, спасали от многих болезней, молились за умерших и живых, помогали каждому, кому нуждался в их помощи.

Грамотные, знающие старокалмыцкое письмо, владеющие тибетским языком, они были начитаны, хорошо знали калмыцкую литературу, письменные памятники, были знакомы с астрологией и тибетской медициной. Многим они помогали просто словом, давали наставления. Помощь гелюнга была необходима людям, которые были обречены на такие испытания, как война, ссылка, голод, разруха, лишения.
Несмотря на гонения, на то, что проявление религиозных чувств осуждалось, более стойкие люди продолжали оставаться верными своей религии и крепко держались своей веры. Благодаря деятельности священнослужителей сохранились вера и традиции калмыцкого народа, которые они пронесли сквозь все испытания и передали следующим поколениям.

Отрадно, что люди сохранили библиотеку Тугмюд-гавджи, она передана в архив Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. В библиотеке Гавджи можно увидеть книги по буддизму, дидактике, астрологии, буддийской философии, футурологии, медицине, грамматические сочинения и другие. Более двухсот наименований литературы на тибетском, монгольском, ойратском языках. Среди них есть очень редкие и ценные произведения.
Судьба Гавджи (Тугмюд Гавджи или Дорджиев Очир Манджиевич) (1887 — 1980гг.) складывалась также драматически, как и судьбы многих и многих других священнослужителей начала 30-х годов. Ему предъявили ложное обвинение и сроком на 5 лет лишили его свободы.

Условия пребывания в ссылке были невыносимо тяжелыми. Но где бы он не находился: во время первой ссылки как священнослужитель, после возвращения из ссылки, во время второй ссылки, но уже сибирской, как калмык по национальности, после возвращения из тринадцатилетней ссылки, когда проживал в Астрахани (в Калмыцком Базаре), затем в Цаган-Амане Гавджи не прекращал заниматься религиозной деятельностью.