К ВОПРОСУ О РОДОВЫХ МОЛЕНИЯХ КАЛМЫКОВ — 1. (Отрывок статьи)

Одной из ее сфер, которую затронули этнокультурные изменения, является родовая система калмыков. В традиционном обществе детям с малолетства прививали знания о родословной семьи и рода, осознание своей роли как связующего звена в цепи поколений, приучали прилагать усилия, чтобы эта родственная связь не прерывалась. Ц.К. Корсункиев, подробно занимавшийся изучением данного вопроса, отмечал, что у калмыков приоритетным является родство по мужской линии төрл, тохм. Три поколения близких родственников и поколение их предков – родных братьев – составляют круг близких родственников өөрхн төрл. Начиная с пятого и по девятое поколение, считаются дальними родственниками хол төрл. Близкие родственники, образующие патрилинейные группы (арвн, төрл, тохм), образовывали род.

У каждого рода калмыков были свои маркеры в виде этнонима, клича, божества, тамги (клейма), родовой территории. Родовая особенность проявлялась и в обрядовой сфере. Сильные позиции родовой системы помогали выжить в депортации тем калмыкам, которые оставались сиротами или единственным представителем из семьи: их забирали на воспитание и проживание близкие родственники, если таковых не было, то наиболее близкие по родовому признаку нег төрлә улс.

Но дети, выросшие в депортации, и подростки, чье становление происходило в иных условиях, в иной среде, были лишены возможности получения полноценных знаний о родовой системе и ее особенностях, были нарушены механизмы передачи этих знаний. К тому же память о депортации по этническому признаку способствовала нивелированию этнического самосознания, возникновению желания жить «как все советские люди». 

С начала 2000-х гг., когда у калмыков началось массовое «восстановление» традиционных обрядов и этнических маркеров, определение принадлежности индивида к определенному семейно-родовому объединению, наметилась тенденция посещения родовой территории с целью возможности обращения к родовым божествам и духам предков для испрашивания жизненного благополучия. Подспудно это было и поиском родственников, так как система советского распределения специалистов, позднее трудовая миграция в 90-е гг. XX века стали причинами длительного раздельного проживания членов одной родовой группы, их разобщенности.

Общие моления, которые калмыки проводят с начала  2000-х гг., имеют отличия. Моления, приуроченные к календарным, проводимым весной или осенью, могут провести самостоятельно те, кто проживает в данный момент на этой территории. Обряды поклонения и поднесения жертвоприношения «земле-воде», «курганам» «hазр-усн тәклhн», «ова тәклhн» имеют различные формы и обрядовое оформление.

Если же моления имеют общеродовое значение, то к объявленной дате (в СМИ или устной форме) стараются съехаться многие представители рода, независимо от места проживания, будь то большие мегаполисы или северные районы страны. В данном случае, прослеживается новация и утрата знаний о том, что календарные обряды изначально имели родовое значение, так как проводились всеми представителями рода, проживавшими компактно на родовой территории. В настоящее время изменен контекст обряда: если обряды проводят те, кто проживает постоянно в этой местности, то «отдача» совершенных подношений распространяется только на непосредственных участников, т.е. тех, кто проживает в этой местности постоянно. Если в обрядах участвует большинство представителей рода и обряды имеют общеродовое значение, считается, что «отдача» от него распространяется на всех представителей рода, где бы они не находились.

По материалам Т.И. Шараевой.

Продолжение следует…